Когда я устроился на свою первую работу официантом, мой начальник настоял на том, чтобы мы никогда не садились во время 14-часовой смены. Даже когда клиентов не было видно и все задания были выполнены, мы должны были стоять прямо, не касаясь стула. Мы с коллегами пытались доказать, что отдых время от времени позволит нам быть более продуктивными в целом — тем более, что между пиковыми часами, обедом и ужином, было достаточно свободного времени. Но он ничего не хотел слушать. Поднявшись со стула, он объяснил, что, если люди зайдут и увидят, что персонал не работает, у них сложится плохое впечатление о заведении. Он не одинок в своём убеждении, что в труде есть нечто достойное.
Усилия как признак ценности
В новой работе ученые из университетов Калифорнии и Британской Колумбии сообщили о серии исследований, показывающих, что люди интуитивно приписывают усилиям моральную ценность.
Люди в США, Южной Корее и Франции считали работников более нравственными, если они работали больше, даже если дополнительные усилия не приводили к увеличению количества или повышению качества продукции. Они также оценивали тех, кто стремился выполнить задание, как лучших людей по сравнению с теми, кто добивался того же результата без усилий. Эти выводы распространялись и на непроизводственную деятельность — например, физические упражнения: люди предпочитали общаться с человеком, который с трудом преодолевал дистанцию в 5 километров, чем с тем, кто завершил точно такую же дистанцию без страданий. Они также предпочитали поддержать человека, который бежал марафон, а не того, кто пробежал более короткую дистанцию.
Эти результаты дополняют обширную литературу, свидетельствующую о том, что усилия связаны с представлениями о ценности. На первый взгляд, это вызывает недоумение. С рациональной экономической точки зрения, предпочтение должно отдаваться тем, кто может выполнить ту же работу с меньшими усилиями, поскольку они более квалифицированы и обладают большим потенциалом. На самом деле, участники исследования признали это, оценив тех, кто приложил больше усилий для достижения того же результата, как менее компетентных, но всё же посчитали их более нравственными.
Более того, эти результаты поразительны с эволюционной точки зрения. Естественный отбор не благоприятствует расточительным чертам характера. Почему же эта психологическая предрасположенность приписывать ценность неэффективному поведению так широко распространена?
Усилия как признак приверженности
В действительности наши интуитивные представления об усилиях могут служить полезной эвристикой. Те, кто более предан делу, должны быть готовы приложить больше усилий. Поэтому, наблюдая за их усилиями, мы можем оценить нечто менее заметное — уровень их приверженности.
Эта эвристика особенно удобна в ситуациях, когда приверженность социальным нормам имеет решающее значение, но её трудно определить — например, в группах, связанных общей идеологией. Вспомните религии, армии или преступные группировки. Эти группы часто имеют строгие, публично соблюдаемые требования к членству, например, дорогостоящие ритуалы. Затрачивая усилия (время, потраченное на еженедельное посещение церкви, или боль от прохождения инициации), члены группы сигнализируют о своих кооперативных намерениях, заявляя о готовности поддерживать традиции, нормы и идеалы группы. Действительно, исследования показывают, что участники дорогостоящих ритуалов считаются более преданными и надёжными, их предпочитают в качестве партнёров по сотрудничеству и считают лучшими товарищами.
Эвристика усилий настолько полезна для расшифровки действий других людей, что наш разум непроизвольно применяет её и к собственному поведению. Некоторые из наиболее значимых вещей в нашей жизни требуют больших усилий: получение образования, построение карьеры, воспитание детей. Но часто бывает и наоборот: то, что требует борьбы и даже страданий, воспринимается как более значимое. Пробежать марафон, подняться на гору, научиться играть на музыкальном инструменте, принять участие в дорогостоящих ритуалах. Это вещи, которые сами по себе не являются продуктивными, но являются частью хорошо прожитой жизни.
Когда интуиция даёт сбой
Однако здесь есть оговорка. Несмотря на свою полезность, наша интуиция относительно ценности усилий часто может сбить нас с пути. Как отмечают авторы исследования, такие явления, как трудоголизм, фетишизация работы, неприятие социального обеспечения и распространение «фиговой» работы в современных капиталистических обществах, могут быть свидетельством того, что эта далеко идущая эвристика работает не в полную силу. Применённая в неправильном контексте, наша интуиция может дать обратный эффект. Например, настойчивое требование моего начальника прилагать усилия ради усилий способствовало созданию хронически усталой и деморализованной рабочей силы.