На занятиях и собраниях ведение записей очень важно. Вы хотите иметь возможность просмотреть сказанное, запомнить и использовать в дальнейшем, будь то на тестах или в работе. Это звучит просто, но может быть довольно трудно. Вспомните, сколько раз вы обращались к своим записям, чтобы обнаружить, что они наполнены кучей совершенно несвязных идей, которые, вероятно, имели смысл, когда вы их писали.
Однако вы можете научиться делать более качественные записи, и существует несколько проверенных методов, которые вы можете опробовать. Найдите тот, который подходит именно вам.
Метод конспектирования
Этот метод включает в себя отступы частей ваших записей. Он лучше всего подходит для занятий, не относящихся к естественным наукам или математике. Вот что вам нужно знать:
- Наиболее общая информация должна быть выровнена вдоль левой стороны вашего конспекта, а более конкретные группы фактов отступают под ней.
- Взаимосвязь между общей информацией и конкретными фактами проясняется с помощью отступов, а не цифр или букв.
Когда вы слушаете обращайте внимание на общие идеи. Запишите их на левой стороне листа, оставив место под ними для подтверждающих и сопутствующих фактов. Вернитесь назад и добавьте конкретные факты под общими заголовками, отступив от них немного вправо.
Благодаря выравниванию по левому краю и отступам вы сможете в общих чертах рассмотреть основные моменты, прежде чем погрузиться в конкретику под ними. Основным недостатком здесь является то, что вам придётся больше думать на занятиях или собраниях, поскольку вы будете анализировать услышанное и вычленять основные темы.
Метод Корнелла
Этот метод предполагает систематический формат для уплотнения и упорядочивания ваших записей без необходимости переписывания. Вам необходимо оставить место на левой стороне бумаги, поэтому выделите около 5 сантиметров слева и оставьте около 15 сантиметров справа для своих заметок. Во время встречи записывайте информацию справа по мере того, как вы её слышите. После занятия или по окончании встречи просмотрите то, что вы записали, и допишите все пропущенные фразы или добавьте дополнительную информацию, которую вы не успели записать. В меру своих возможностей рассортируйте информацию по соответствующим темам, отделяя ключевые идеи несколькими пустыми строками. Наконец, вернитесь к левой стороне. Используйте её, чтобы пометить эти группы заметок подсказкой или общей идеей.
Метод отображения
Этот метод ведения заметок представляет собой скорее графическое изображение изучаемого материала. Вы напишете ключевую тему в середине листа, а затем нарисуйте ответвления от неё. Так, например, если вы изучаете всемирную историю, вы можете написать в центре листа «Вторая мировая война», а затем от неё отделить причины, вовлечённые страны и долгосрочное влияние. Затем вы расширяете первый набор ветвей, так что страны образуют две новые ветви — союзные державы и державы «оси».
Вы не вкладываете в это много деталей и к моменту завершения работы это будет выглядеть довольно беспорядочно, но если вы больше любите визуальные и коллективные занятия, этот вариант вам подойдёт. Трудно заранее определить, сколько места вам понадобится, поэтому не бойтесь переделать концепцию заметки более аккуратно, когда встреча закончится.
Метод составления диаграмм
Этот метод лучше всего применять, когда вы имеете дело с несколькими темами. Используйте его, чтобы сравнить две идеи или разбить одну идею на несколько частей, например, «за» и «против».
Разделите страницу на две (или более) колонки и обозначьте каждую колонку в соответствии с тем, что вы слышите, будь то сравнение или разбивка. Каждый раз, когда вы слышите подходящий факт, связанный с одним из ваших обозначений, вписывайте его в соответствующую колонку.
Метод SQ4R (опрос, вопрос, чтение, декламация, связь и обзор)
Этот метод предназначен только для чтения, но он действительно может помочь вам сохранить прочитанное, чтобы потом участвовать в собраниях или занятиях. Аббревиатура выглядит следующим образом:
- Опрос. Уделите от трёх до пяти минут беглому чтению, записывая основные заголовки, подзаголовки, темы и пункты (как в случае с методом конспектирования).
- Вопрос. Запишите все вопросы, которые у вас возникли по содержанию после краткого обзора.
- Чтение. Читайте текст по частям, не забывая при этом искать ответы на вопросы, которые вы только что записали.
- Декламация. После каждого фрагмента текста записывайте основные идеи, ключевые слова и понятия, а также ответы на вопросы.
- Связь. Подумайте, можете ли вы как-то лично отнестись к тому, что только что прочитали, или напоминает ли это что-то из вашей жизни, что поможет запомнить это.
- Обзор. Перечитайте свои записи, когда закончите, это поможет вам сохранить то, что вы записали.
Другие моменты, о которых следует помнить
Когда вы закончили вести записи, независимо от того, какой метод вы использовали, добавьте на верхнее поле какую-нибудь информацию, например, дату и ключевые понятия, чтобы потом, когда вы будете перелистывать свои записи, вам было легче найти нужные страницы. Не позволяйте своим записям полностью отвлекать вас от разговора, происходящего вокруг — слушать докладчика или вашу группу гораздо важнее, чем записывать всё в точности, и вы сохраните больше информации, если будете активно участвовать в любой возникающей дискуссии.