Мы часто понимаем вещи не так хорошо, как нам кажется. Как часто вы выучивали что-то, что потом не могли вспомнить до конца или не могли объяснить кому-то другому? Есть простой способ заполнить пробелы в ваших собственных знаниях: метод Фейнмана.
Этот метод основан на наблюдении физика Ричарда Фейнмана о том, что если вы не можете объяснить сложную концепцию на более простом уровне, то, скорее всего, вы сами плохо её понимаете. Или, говоря по-другому: обучение других может быть лучшим способом обучения.
Как научиться чему-либо с помощью метода Фейнмана
Существует четырёхступенчатый метод, который был назван в честь Фейнмана. Он заключается в следующем:
- Преподайте концепцию воображаемому ребёнку.
- Определите пробелы в своих знаниях и вернитесь к исходному материалу, чтобы узнать, чего вам не хватает.
- Организуйте свои записи в виде рассказа.
- А теперь пойдите и научите этому кого-нибудь.
Преподаватели узнают, что это примерно тот же процесс, что и подготовка к лекции. Вы можете думать, что знаете свой предмет, но, обдумывая то, что собираетесь сказать, вы поймёте, что есть какая-то деталь, которую нужно поискать. Или вы узнаете место, где студент задаст вопрос, а вы не совсем уверены в том, как лучше на него ответить.
Когда Ричард Фейнман сделал замечание о том, что если вы не можете что-то просто объяснить, то вы этого не понимаете, он пытался подготовить лекцию для первокурсников колледжа. С тех пор люди расширили эту идею до способности объяснить что-то «пятилетнему ребёнку» или «умному ученику средней школы».
Не существует определённого возраста человека, на которого нужно ориентироваться. Есть множество научных писателей, которые говорят, что объясняют сложную тему, представляя, что рассказывают о ней своей бабушке, или своему мужу, или лучшему другу. И стоит помнить, что чем моложе аудитория, тем больше нужно упрощать.
Это может привести к обратному результату, если в итоге вы упростите настолько, что упустите все важные детали, которые вы хотите понять. «Доктор даст тебе лекарство, чтобы ты не заболел» — это объяснение вакцин, которое может понять двухлетний ребёнок. Но если бы вы говорили с десятилетним ребёнком, вам нужно было бы рассказать о том, как именно лекарство помогает не заболеть. Возможно, вы также захотите включить обсуждение эффективности: вакцины не являются гарантией от болезни.
При желании вы можете повторять первый и второй шаги метода Фейнмана снова и снова. Объясните тему вслух или в заметках на телефоне, затем отточите те части, которые дались нелегко, и повторите. Третий и четвёртый шаги необходимы только в том случае, если вы хотите быть в состоянии объяснить тему кому-то ещё.
Организовать свои записи важно, потому что вам нужно знать, с чего начать. То, как мы думаем о теме, часто представляет собой серию вложенных мыслей, но чтобы дать чёткое объяснение, вам нужно распутать все эти части и разложить их по пути, по которому можно следовать.
Наконец, вы можете донести своё объяснение до реального ребёнка, или бабушки, или партнёра. И если они задают вопросы, на которые вы не можете ответить, это не значит, что вы потерпели неудачу. Просто ответьте честно: «Я не знаю, но я выясню», и пройдитесь по шагам ещё раз.