История магии полна ярких персонажей, от Гарри Гудини до Маленького человека из Нюрнберга. Узнайте об этих фокусниках, а также о том, как появилось слово «legerdemain», почему средневековые зрители представлений с чашками и мячами должны были следить за своими карманами и многое другое в этом списке забавных и фантастических фактов.
№1. Иллюзии с чашками и шариками по меньшей мере 2000 лет
Одно из самых старых подтверждённых свидетельств о сценической магии датируется по меньшей мере первым веком нашей эры, и, скорее всего, этот трюк вы уже видели. Иллюзия с чашками и шариками, когда предметы помещаются под чашки и по желанию меняют местоположение, исчезают и/или появляются вновь, была исполнена древнеримскими фокусниками.
Это может быть забавной иллюзией, но у неё есть и более гнусная история в качестве азартной игры и мошенничества. Поскольку практикующие этот трюк могут быстро (и часто незаметно) перемещать шары, он стал лёгким способом выманивания денег у людей, которые думали, что могут определить, где окажется шар. На картине Иеронима Босха «Фокусник», написанной примерно в 1502 году, изображен фокус, исполняемый перед заинтригованной публикой, но если присмотреться, то можно увидеть, что сообщник фокусника крадёт кошелёк с монетами у отвлечённого зрителя. Эта подлая репутация осталась за иллюзионистами на века.
№2. Самая старая из известных англоязычных книг по магии датируется 1584 годом
Книга «Открытие колдовства» была написана Реджинальдом Скотом как своего рода скептическое разоблачение оккультных искусств. Он занимает твёрдую позицию, что преследование людей за колдовство нерационально и, в частности, не связано с Христианством.
Это раздражало многих людей, в том числе и известного верующего и ненавистника колдовства Якова VI Шотландского. Говорят, что он приказал сжечь большинство первых изданий этой книги. Хотя это почти наверняка миф, он указывает на то, что Яков действительно презирал эту книгу и её способы отрицания колдовства. Король Яков действительно написал собственную книгу о колдовстве, в которой осудил «проклятые мнения» Скота.
В «Открытии колдовства» есть раздел об иллюзиях и сценической магии. Он призван развеять представление о том, что происходит настоящее волшебство, и помочь уберечь людей от мошенничества. В нём содержались схемы, на которых были разобраны распространённые сценические трюки, например, иллюзия «Украшение Иоанна Крестителя». Согласно титульному листу издания 1651 года «Discoverie of Witchcraft», цель книги — полностью расшифровать «коварство и конфедерацию фокусников», «нечестивое богохульство чародеев» и, конечно же, «ужасное искусство отравления и все трюки и приемы жонглирования и фокусничества».
№3. Магов когда-то называли жонглёрами
Жонглирование, кстати, было современным термином для того, что мы сегодня называем магией — человек, который занимался этим, считался жонглёром. Но что такое «legerdemain»? Еще в 15 веке эта фраза использовалась для описания ловких иллюзионистов. Оно образовано от французского языка и буквально означает «лёгкая рука». Когда его переняли англичане, они объединили «leger de main» в одно слово и сделали его существительным. Это была альтернатива фразе, с которой большинство из нас знакомы и сегодня — «ловкость рук». Кстати, в слове «ловкость рук» используется слово sleight, которое на самом деле происходит от древненорвежского слова, означающего «хитрый».
№4. Айзек Фоукс был известен как «ловкач»
Айзек Фоукс, «ловкач», был популярным шоуменом в начале 1700-х годов. Его часто сатирически высмеивали за то, что он занимался искусством, которое считалось низкопробным. Художник и критик Уильям Хогарт часто высмеивал его шоу и презирал вкус местных зрителей к сцене, «развращённой дураками». Фоукс без устали публично трубил о своём финансовом успехе, хвастаясь тем, что положил в банк «семьсот фунтов стерлингов» — убедительный аргумент в пользу художественных достоинств.
№5. Маттиас Бухингер выступал в роли Маленького человека из Нюрнберга
Ещё одной запоминающейся фигурой магической сцены XVII и XVIII веков был Маттиас Бухингер, известный как Маленький человек из Нюрнберга. Он родился без рук и ног и был ростом всего 74 сантиметра. Он совершил множество подвигов и иллюзий, включая знаменитый номер с чашками и шариками.
№6. Аделаида Херрманн была звездой конца 1800-х годов
Аделаида Херманн, известная как Королева магии, была одной из восходящих женщин-звёзд конца XIX века. Первоначально она была ассистенткой (и женой) знаменитого фокусника Александра Херманна, но после его смерти продолжила выступать как самостоятельная звезда. Она была одним из немногих фокусников, когда-либо выполнявших печально известный трюк с ловлей пуль.
№7. Джорджия Уандер использовала физику для создания магии
В 1885 году девочка-подросток по имени Джорджия Уандер показала невероятный фокус в переполненном, тускло освещённом театре. Трое крупных мужчин из зрительного зала, согласно инструкции, держали стул. В свою очередь Джорджия, которая якобы обрела сверхспособности после удара молнией, подошла и, как описывает современник, ловко коснулась стула, который «начал прыгать самым необычным образом, несмотря на все усилия трёх или четырёх сильных мужчин удержать его». Толпа пришла в восторг.
Джорджия Уандер, она же Лулу Хёрст, была лишь одной из многих сценических иллюзионистов в истории, которые развлекали публику, казалось бы, бросая вызов законам природы. В случае с Хёрст это было сочетание зрелищности, повествования и глубокого понимания «теоремы о точке опоры из физики». На фотографии выше показаны точки опоры, которые Лулу использует для манипулирования собственным весом мужчин. Но если использование реальной науки для убеждения тысяч людей в том, что у вас есть сверхспособности, не является магией, то мы не знаем, что является ею.
№8. «Фокус-покус Джуниор» дал советы начинающим фокусникам
Если вы ищете советы по старинной сценической магии, не волнуйтесь — материала предостаточно. Возьмём, к примеру, «Фокус-покус Джуниор» 1634 года: «Анатомия ловкости рук», или искусство жонглирования изложены на страницах журнала полностью, ясно и точно, так что невежественный человек может таким образом постичь полное совершенство искусства магии после небольшой практики.
Среди предложений книги были следующие: «Во-первых, он должен быть смелым и дерзким духом…
Во-вторых, он должен быть проворным и уметь ловко обращаться с различными предметами.
В-третьих, у него должны быть странные термины и выразительные слова…
В-четвёртых, ему необходим такой жест тела, который может отвлечь взгляды зрителей от строгого и прилежного созерцания его манеры изложения».
№9. Гарри Келлар подчёркивал церебральные аспекты иллюзионизма
Если вы спросите Гарри Келлара, известного иллюзиониста XIX века, то его совет включает «идеально упорядоченную и практически автоматическую память, а также знание нескольких языков — чем больше, тем лучше».
№10. Жан-Эжен Робер-Гуден делал упор на ловкость рук
Жан-Эжен Робер-Гуден дал несколько целенаправленных советов: «Чтобы преуспеть в качестве фокусника, необходимы три вещи: во-первых, ловкость, во-вторых, ловкость, и в-третьих, ловкость!».
Если имя Жан-Эжен Робер-Гуден вызывает какие-то магические ассоциации, то это потому, что влиятельный французский иллюзионист послужил вдохновителем для сценического псевдонима Эрика Визе, известного также как Гарри Гудини.
№11. Робер-Гуден помог узаконить сценическую магию как вид искусства
Робер-Гуден, родившийся в 1805 году в Блуа, Франция, под именем Жан-Эжен Робер, часто считается отцом современной театральной иллюзии. В начале своей карьеры он занимался семейным бизнесом, работая часовщиком, пока не увлёкся магией. Он женился на Жозефе Сесиль Гуден, сделал дефис в своей фамилии и в конце концов открыл свой собственный зал в Пале-Рояле. Это место было гораздо более стильным, чем привычные для большинства людей сценические фокусы, которые чаще ассоциировались с карнавалами, чем с легальными театрами. Робер-Гуден также известен тем, что выступал в обычном вечернем костюме, а не в пышных мантиях или замысловатых костюмах, которые надевали на сцену многие фокусники того времени.
Магическое представление Робера Гудена сразу же произвело впечатление на зрителей. Оно включало в себя тщательно отрепетированные иллюзии, ментализм и, в частности, использование электричества и роботов, которые Робер-Гуден сконструировал сам. Один из его роботов даже привлёк внимание легенды цирка П.Т. Барнума, который приобрёл его в 1844 году.
Магия Робера-Гудена пользовалась таким уважением, что правительство Франции даже попросило его отправиться с «магической миссией» в Алжир. На колонизированной территории местные религиозные лидеры, называемые марабутами, использовали собственную магию, чтобы произвести впечатление и повлиять на племена. Задача Роберта Гудена заключалась в том, чтобы показать, что французская магия превосходит другие, и, судя по всему, ему это удалось.
№12. Сценический псевдоним Гарри Гудини был данью уважения его предшественнику
Однажды молодой человек по имени Эрик решил отдать дань уважения великому фокуснику, назвав себя Гудини. Гудини писал, что «и» вместо «е» было использовано потому, что он думал, что это придаст его сценическому имени значение «как Гуден» на французском языке. Некоторые историки считают, что это была дань уважения другим фокусникам, чьи имена заканчивались на «и». Каково бы ни было точное происхождение имени, Гарри Гудини до конца жизни укреплял своё положение одного из самых влиятельных иллюзионистов в истории.
№13. Гудини ополчился на Робера Гудена
В 1908 году Гарри Гудини опубликовал «Разоблачение Робера Гудена» — язвительную книгу, в которой разобрал многие трюки кумира своего детства и напал на него за его «высший эгоизм». Некоторые из глав книги включают «Узость мемуаров Робера Гудена» и «Незнание Робером Гуденом магии, преданное его собственным пером». В одном из разделов Гудини назвал Робера Гудена «простым притворщиком, человеком, который величает себя великим на чужих мозгах».
Внезапная нелояльность Гудини к своему «тёзке» может показаться шокирующей, но некоторые считают, что это отражение его собственной неуверенности как артиста.
«Это также можно рассматривать как … необходимость возвысить себя за счёт любых конкурентов, даже тех, кто был его кумиром в прошлом. Но учитывая, что этих двух людей объединяло гораздо больше, чем имя, возможно, это был способ Гудини ответить на звучащую в его адрес критику так, как позволяли его эго и психика», — отмечает PBS.
№14. В начале XX века возникли важные организации для фокусников
Конец 19-го и начало 20-го века ознаменовались появлением сценических фокусников, которые преобразовали этот вид искусства. Гарри Келлар, Говард Терстон и Гарри Блэкстоун устраивали большие театрализованные магические шоу, все из которых имели невероятные афиши.
В 1905 году был образован «Магический кружок», а в 1922 году — «Международное братство фокусников». Обе организации объединяли артистов по всему миру — точнее сказать, исполнителей-мужчин. Женщины не допускались в «Магический круг» до 1991 года.
К примеру, Даг Хеннинг выступал на Бродвее в 70-х годах, вновь представив сценическую иллюзию широкой публике. Сценическая магия попала на телевидение и покорила Лас-Вегас.