Если вы когда-нибудь не могли вспомнить название фильма, который посмотрели пару дней назад, вас может удивить тот факт, что почти никто не забывает, как ездить на велосипеде. И это несмотря на довольно крутую кривую обучения в начале, с большим количеством ободранных коленей и потёртых шлемов.
Так почему же мы должны листать нашу колонку Netflix или историю браузера, чтобы вспомнить, какой фильм мы хотели порекомендовать знакомым, но при этом можем в любой момент сесть на велосипед и поехать «без сучка и задоринки», даже если прошли десятилетия с последнего катания? Ответ связан с тем, какие воспоминания мы создаём.
Нейропсихолог Борис Сучан объясняет, что у нас есть два разных вида долговременной памяти: декларативная и процедурная. В декларативной памяти есть два подтипа: эпизодическая и семантическая. Эпизодическая память — это воспоминание о каком-либо событии из вашей жизни, например, о посещении концерта или падении в канаву. Семантическая память, также известная как фактическая — это знание того, что Вторая мировая война закончилась в 1945 году.
Но приобретение навыка является частью процедурной памяти. Обучение вождению, занятия спортом или езда на велосипеде — всё это действия, которые хранятся в другой части мозга. Теоретически возможно получить черепно-мозговую травму, которая лишит вас воспоминаний о езде на велосипеде, но сохранит ту часть, которая умеет ездить на велосипеде. Предполагая, что ваши базальные ганглии, которые обрабатывают недекларативную память, не повреждены, вы сможете крутить педали без происшествий.
Но почему процедурная память такая упрямая? Это менее ясно для науки, хотя одна из причин, как пишет Сучан, заключается в том, что области мозга, где формируются паттерны движений, испытывают меньший оборот нервных клеток, помогая сохранить воспоминания об этих действиях.
Вот почему вы всегда можете сесть на велосипед, но не обязательно будете помнить название фильма. С другой стороны, может быть, фильм просто был не очень хорош…