Слово «наследие» употребляется так часто, что его значение стало размытым, абстрактной хорошей идеей, о которой стоит подумать в будущем. Однако в этом понятии нет особой тайны. Наследство — это буквально то, что передаётся от одного человека к другому. Опрос более 100 человек, оставивших после себя наследие, показал, что наследие бывает разных форм.
Теория генеративности Эрика Эриксона утверждает, что мы созданы для того, чтобы отдавать другим, не ожидая ничего взамен. Это не транзакционные отношения. Поступая так, мы передаём свой опыт, знания и ценности кому-то другому: мы оставляем наследие. Есть три способа быть генеративным, и все три могут привести к наследию:
- Волонтёрство
- Наставничество
- Благотворительность
Мы часто участвуем в генеративном поведении, но даже не осознаём этого. Это большая потеря для нас. Мы рискуем прожить жизнь без чёткого намерения и понимания того, какое наследие мы оставим после себя. Большинство людей, с которыми я общаюсь, не осознают, что они передают свои знания, навыки и ценности другим; они считают, что просто живут и делают то, что от них ожидают. Наша добрая натура может помешать осознанию того, какое долгосрочное влияние мы оказываем через наследие.
Многие люди считают, что наследие — это запланированное взаимодействие или филантропическое начинание. Это так, но большая часть нашего наследия создаётся ежедневно без предварительного планирования. Нас зовут проконсультировать кого-то, кто начинает работать в нашей сфере, или кого-то, кто нуждается в наших знаниях, и обучая кого-то, мы уже оставляем след.
Каждый раз, когда мы добровольно делаем что-то для общего блага или чего-то, во что мы верим, мы не спешим домой и не говорим: «Вау, я был сегодня генеративным и участвовал в создании своего наследия».
И, наконец, большинство людей, занимающихся благотворительностью, не думают про себя: «Сегодня я оставляю частичку своего наследия».
Но во всех трёх случаях это так. И мы получаем огромную пользу от признания наших плодотворных взаимодействий, потому что это помогает направлять наши генеративные решения в значимое русло. Мы можем выбирать, кому и как мы хотим оставить своё наследие. Наследие становится действием, которое мы можем взять под контроль.
Примером активного наставника, оставившего наследие, является Бекки Бейс
Некоторые менее очевидные наследия, которые, кажется, приходят через естественную форму дарения, являются наиболее влиятельными и долговечными. Я рассказываю о наследии женщины, которая, возможно, никогда бы не подумала, что оставит наследие, но её наследие глубокое, значимое, оно изменило наш мир и многих людей.
Бекки Бэйс
Бекки не родилась с серебряной ложкой во рту. Она была одной из семи детей, родившихся и выросших на глубоком Юге США в семье дальнобойщика и его японской невесты. Её семья была любящей, но жизнь была нелегкой. Бекки никогда не чувствовала себя частью своей семьи. Когда в их дом входил незнакомый человек, то он думал, что она помощница и должна говорить на «голубином английском». Подразумевалось, что они считают её глупой ещё до того, как она открыла рот, чтобы заговорить. Это беспокоило Бекки.
Отчасти потому, что она была очень умной и гордилась этой стороной себя, которую часто упускали из виду и недооценивали. Всё осложнялось тем, что у неё была эпилепсия, и невропатологи предложили девушке остаться дома, получив инвалидность после окончания средней школы. Это не было тем, чего она с нетерпением ждала, но и не было неожиданностью в 1970-е годы. Женщины, которые хотели сделать карьеру и жили в её городе, шли в школу, чтобы стать медсёстрами и учителями, а затем возвращались домой, чтобы работать. Её природная склонность к математике и естественным наукам не соответствовала ожиданиям общества. Для неё было почти немыслимо даже подумать о том, чтобы уехать из города и получить диплом инженера. И без дополнительных препятствий, её инвалидность и недостаток финансов дополняли любой план получения образования. К счастью, близкий друг семьи заметил умственные способности и академический потенциал Бекки и стал её первым наставником. Наставник направлял юное дарование, помогал заполнять анкеты, наполнял её энтузиазмом и позволил ей поверить, что невозможное возможно. С вновь обретённой уверенностью Бекки проигнорировала совет своих врачей оформить инвалидность, бросила вызов общественным нормам, уехала из дома со стипендией и поступила на инженерный факультет (единственная женщина) в Алабамский университет. Это было хорошее начало, но ещё не счастливый конец. Быть единственной женщиной на факультете было нелегко. Было одиноко и обидно, и у неё не было наставника или куратора, который помог бы ей пройти процесс обучения.
Только когда через несколько лет после окончания университета её приняли на работу в Агентство национальной безопасности (АНБ), она почувствовала, что кто-то её ценит. Бекки снова была единственной женщиной, но на этот раз её начальник поверил в способности девушки, наставлял её и позволил реализовать свой ум и идеи. Бекки взлетела. Она была пионером в области обнаружения вторжений — работая в АНБ, создала программу обнаружения компьютерных злоупотреблений и аномалий. Её важнейшая работа с Министерством обороны привела к аресту известного хакера 1990-х годов Кевина Митника.
Бекки была на вершине своей карьеры, но её личная жизнь была трагичной. Она пережила опустошительную потерю единственного сына из-за рака. Потеря была глубокой. Он был её единственным ребёнком — именно он был её наследием. Долгое время она не могла оправиться после потери. Не зная никого на противоположном побережье страны, она ушла из АНБ и начала работать в совершенно новой сфере — венчурный консалтинг. В то время она даже не подозревала, что использует это время для того, чтобы заложить основу для долговечного наследия: на этот раз не с помощью своего ребёнка, а через наставничество.
Если вы поговорите с её подопечными или погуглите её имя, она известна как «мать компьютерной безопасности». Её стиль наставничества — это стиль любящей материнской натуры, такой, какая была у неё в детстве, и какая была у её ребёнка. Она помогает разрушить стены и барьеры, которые казались её подопечным непреодолимыми, как это сделал её первый наставник, который помог осознать Бекки, что она может получить образование, уехать из города и стать тем человеком, которым она хочет быть.
Все говорили, что она щедро делилась своим временем, навыками, контактами и знаниями. Так она вела себя со всеми. В одном из интервью Бекки призналась, что её подопечные были для неё как дети и она думала о них по-родительски. Бекки гордилась тем, что видит их успех, и была рядом, чтобы помочь им на этом пути. Её подопечные были её семьей и наследием. Она ликовала, когда рассказывала об их достижениях так же, как ликуют родители, когда их ребенок поступает в хороший ВУЗ или устраивается на работу мечты. Она переживала из-за трудностей, с которыми они сталкивались, и думала о том, как повысить их шансы на успех.
Один из подопечных Бекки, Дэвид Мельник, сказал: «На протяжении многих лет я наблюдал, как Бекки наставляла многих начинающих лидеров в области безопасности в нашей развивающейся профессии. Она щедро и самоотверженно вкладывала средства не только в развитие других, но и в объединение этих людей. Работает ли она со стартапом или консультирует венчурных инвесторов/руководителей по вопросам стратегии безопасности, её опыт и обширная сеть продолжают вдохновлять меня… Своим участием и лидерством в профессии безопасности я обязан Бекки, как и бесчисленное множество других современных лидеров в этой профессии».
Дэвид стремится стать наставником и продолжить наследие Бекки.
Бекки думала о наставничестве как о чём-то естественном, что она должна делать. Это было не то, что она планировала, а то, чему она научилась у других, и чувствовала, что это естественно вписывается в её жизнь. Наставничество давало ощущение семьи и смысла её жизни в тот момент, когда она была наставником. Но оно также дало ей долговременное наследие, которое сохраняется и сейчас, когда её уже нет.
История Бекки — один из примеров наследия, оставленного благодаря наставничеству. Миллионы других примеров наследия передаются каждый день. Посмотрите налево. Посмотрите направо. Будь то волонтёрство, наставничество или филантропия — мы созданы для того, чтобы оставить после себя наследие. Осознание своей врожденной потребности делать это помогает нам получать больше удовлетворения от генеративного действия, а также способствует тому, что мы будем чаще проявлять такое поведение.