Мотивация, особенно в работе, может быть загадкой. Нас заставили поверить, что мотивация подобна барометру и бывает либо высокой, либо средней, либо низкой. В действительности мотивация больше похожа на трёхмерную сферу. Существует возможность изменчивости нашей мотивации на 360 градусов, которую необходимо исследовать. Внутри этой сферы существует пять возможных направлений мотивации. Есть три мотиватора производительности и два демотиватора (Уилсон, 2004).
«Пусть наше заблаговременное беспокойство станет заблаговременным мышлением и планированием», — Уинстон Черчилль.
1. Мотивация как предварительное действие
Мотивация начинается с заранее разработанного плана действий. Мы видим это в бизнес-плане предпринимателя, программе упражнений тренера, книге рецептов повара или контрольном списке пилота. Мотивация к деятельности начинается с планирования. Хорошее планирование означает хорошую подготовку и продвигает нас к результату.
Наличие хорошего плана придаёт исполнителю уверенность. У меня есть план моего строительного проекта, если я менеджер проекта. Я знаю, чего я пытаюсь достичь.
В моём маршрутном листе прописан график моего долгожданного отпуска. Планы являются основополагающей структурой для выполнения работы и главным мотиватором предвкушения успеха.
«Необязательно быть великим, чтобы начать, но нужно начать, чтобы стать великим», — Зиг Зиглар.
2. Мотивация как действие
Некоторые исполнители с трудом планируют свои выступления. Они склонны к спонтанности. Им может не хватать мотивации для подготовки, но они прекрасно чувствуют себя, когда приступают к действию. Быть в действии — это их основной мотиватор.
Бегуны часто жалуются, что выйти за дверь — самая трудная часть бега, но как только они выходят на дорогу, у них всё получается. Быть в действии может быть лучшим мотиватором для спонтанных исполнителей, поскольку им свойственно избегать планирования.
«Прошлое — это место для обучения, а не место для жизни», — Рой Т. Беннетт.
3. Мотивация как пост-действие
Некоторые исполнители очень аналитичны. Они просматривают свою статистику, видео или оценки, чтобы учиться на своих ошибках и улучшать свои выступления в будущем. Эти исполнители мотивированы использовать ретроспекцию как инструмент для совершенствования. За каждым выступлением следует анализ.
Все три фазы — «до», «во время» и «после» — можно рассматривать как потенциальные мотиваторы выступления. Чем больше все три фазы включены в выступление, тем больше потенциал для положительного результата.
А как насчёт демотиваторов производительности? Существуют два основных демотиватора результативности. Это анти-действие и мета-действие.
Что такое анти-действие?
Возвращаясь к идее о том, что мотивация — это 360-градусная сфера, а не линейный барометр, анти-действие — это когда исполнитель мотивирован двигаться в противоположном направлении от ожидаемого действия. Исполнитель восстаёт против предписанного плана, действий или анализа эффективности. Они всё ещё мотивированы, но в другом направлении, нежели то, которое могло бы принести им успех, что в конечном итоге материализуется в плохую работу и демотиватор.
«Образ тела — то, как мы должны выглядеть — настолько недостижим, что все девочки оказываются в положении неполноценных», — Эми Хекерлинг.
Что такое мета-действие?
Мета означает «за пределами». Мета-действие — это стремление к недостижимому результату. Это означает, что исполнитель поставил перед собой цель, которая ему недостижима. Ожидания исполнителя нереалистичны.
Это может выглядеть так: кто-то планирует прыгнуть в длину на 9 метров, или пробежать 100 метров за 8 секунд, или бобслейная команда Ямайки ставит перед собой цель выиграть золотую медаль на следующих зимних Олимпийских играх. Исполнитель по-прежнему мотивирован, но поскольку в конце концов наступает разочарование, недостижимое также превращается в демотиватор.