Предположим, вы спешите куда-то и, идя по улице, видите, как кто-то с трудом собирает продукты из порвавшейся сумки. Вдруг вы замечаете, что человек, собирающий потерянные продукты — ваш дядя. Скорее всего, вы остановитесь, чтобы помочь. А если бы этот человек был вашим другом? Остановились бы вы тогда? А как насчёт случайного незнакомца?
У большинства из вас, вероятно, есть предчувствие, что вы поможете члену своей семьи, скорее всего окажете помощь другу и с наименьшей вероятностью незнакомцу. Есть даже теории, которые предполагают, что мы должны быть настроены помогать семье больше, чем незнакомцам, поскольку родственники вам ближе, чем другие люди.
Заложена ли в нас эта тенденция помогать семье больше, чем друзьям, и больше, чем незнакомцам? Этот вопрос рассматривается в статье, опубликованной в 2022 году в журнале «Journal of Experimental Psychology» («Журнал экспериментальной психологии»).
Были проведены два исследования, в ходе которых дети в возрасте от 5 до 9 лет и взрослые отвечали на ряд сценариев. В одном рассматривались только дети и взрослые из США, а в другом — из нескольких стран.
В первом исследовании участники услышали о сценариях, в которых ребёнку нужна была помощь (в одном ребёнок был голоден, а во втором — упал и получил травму). Им сказали, что кто-то (родитель, друг или вообще незнакомый человек) видел ребёнка. А затем спросили, должен ли этот человек помочь.
Младшие дети в основном считали, что все должны помогать. В отношении незнакомых людей они чувствовали себя чуть менее уверенно, чем в отношении семьи и друзей, но незначительно. По мере взросления дети всё больше различали людей, они продолжали верить, что семья должна помогать, но считали, что друзья обязаны помогать меньше, а незнакомцы — ещё меньше. Эта закономерность была сильнее всего выражена у взрослых, которые участвовали в опросе.
Существует два объяснения этой закономерности. Одно из них заключается в том, что самые маленькие дети просто не умеют различать людей, и по мере того, как у них это получается, они демонстрируют модель поведения, соответствующую предчувствию взрослых. Другое заключается в том, что дети постепенно учатся у окружающих и взрослых тому, чего следует ожидать от помощи.
Чтобы изучить этот вопрос, во втором исследовании были опрошены дети и взрослые из разных стран (США, Германии, Индии, Японии и Уганды). В этом исследовании самые маленькие дети из разных культур считали, что все люди должны быть отзывчивыми. В США, Германии, Индии и Японии у детей старшего возраста и взрослых наблюдалась тенденция к тому, что они находили различия между семьёй, друзьями и незнакомцами. Интересно, что в Уганде у взрослых наблюдалась сильная тенденция считать, что все должны быть полезными. В результате по мере того как дети становились старше, они укрепляли свою веру в то, что все должны помогать.
Такая картина результатов говорит о том, что у маленьких детей есть общая вера в то, что люди должны быть полезными, и что в конечном итоге они учатся у окружающих их взрослых тому, как думать о помощи. Учатся перенимать образ мышления взрослых в своей культуре, несмотря на то, что в разных культурах существуют разные подходы к помощи.