Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) проявляется у детей различными симптомами, включая частые дневные сны, забывание или потерю вещей, беспокойство, чрезмерную болтливость, совершение ошибок по невнимательности, неоправданный риск, трудности с сопротивлением соблазнам, проблемы с поворотами и трудности в общении с другими людьми.
Хотя немаловажную роль в том, разовьётся ли у ребёнка СДВГ, играет генетика, его окружение в конечном итоге повлияет на то, приведут ли симптомы СДВГ к серьёзным нарушениям в жизни. Например, дети, склонные к СДВГ, могут нормально развиваться в структурированной и благоприятной среде. С другой стороны, дети, предоставленные сами себе, могут испытывать трудности в учёбе и общении, что приводит к тревоге и депрессии.
По распространённым оценкам, около 10 процентов детей в США страдают СДВГ, причём у мальчиков это расстройство диагностируется в два раза чаще, чем у девочек. Более чем у половины детей с СДВГ диагностировано по крайней мере одно дополнительное психическое, эмоциональное или поведенческое расстройство. В порядке убывания по распространённости к ним относятся: проблемы с поведением, тревожность, депрессия, расстройство аутистического спектра и синдром Туретта.
Взаимосвязь между СДВГ и другими расстройствами является сложной. Например, неспособность сосредоточиться может привести к тому, что ребёнку станет скучно и он будет вести себя неадекватно в классе. С другой стороны, ребёнок, имеющий проблемы с поведением, тревожность или депрессию, может испытывать трудности с концентрацией внимания — вероятно, это усугубит имеющийся СДВГ или приведёт к ошибочному диагнозу.
Лечение СДВГ включает в себя поведенческую терапию, обучение управлению гневом и часто стимулирующие или улучшающие познавательную деятельность препараты. Поведенческая терапия, которую могут применять родители, включает в себя создание распорядка дня, предоставление ограниченного выбора, помощь ребёнку в устранении отвлекающих факторов и составление планов по выполнению проектов. Очень полезным может быть поощрение за улучшение поведения.
Гипноз при СДВГ
В экспериментальном исследовании было продемонстрировано, что внушения о способности мозга к самоисцелению, а также инструкции, касающиеся успокоения, концентрации внимания и уверенности, помогают детям с СДВГ. Таким образом, можно ожидать, что внушения, сделанные через гипноз в рамках терапии, также могут быть эффективными. Следующие техники могут быть полезны и для взрослых, страдающих СДВГ.
Успокаивающие внушения полезны, так как беспокойство может привести к трудностям с вниманием. Ребёнок может научиться успокаиваться с помощью гипноза, представляя себе, что он находится в спокойной обстановке по своему выбору. Кроме того, можно научить ребёнка успокаиваться с помощью медленного, глубокого дыхания.
Становясь спокойнее, дети с СДВГ могут дать себе больше времени на обработку поступающей к ним информации. Успокоение также позволяет их уму на несколько мгновений отдохнуть от широкомасштабного мышления, после чего они могут лучше сосредоточиться.
Сосредоточение на предложениях помогло некоторым пациентам не отвлекаться от работы. Повышения концентрации внимания можно добиться, войдя в гипнотическое состояние в начале занятия и произнося самовнушение «будьте спокойны» или «сосредоточьтесь». Также могут быть полезны метафоры, наводящие на мысль о фокусировке, например, представить себе «настройку» фокусировочного диска, регулировку фокуса бинокля или разглаживание вод бурного океана.
В качестве альтернативы, детей можно научить репетировать, представляя, что они находятся в классной комнате и сохраняют сосредоточенность и спокойствие.
Внушения, укрепляющие эго (с помощью гипноза или без него), могут помочь повысить уверенность детей в себе, что приведёт к улучшению успеваемости. Такие внушения включают обсуждение того, как преодоление детьми предыдущих препятствий (например, обучение езде на велосипеде) демонстрирует их способность преодолевать нынешние трудности.
Людям с СДВГ полезно оценить сильные стороны их дивергентного мышления, что облегчает выдвижение новых идей.
Наконец, обсуждение того, как позитивная самореклама может помочь детям достичь своих целей, часто значительно повышает уверенность в себе.
Подсознание может быть привлечено для улучшения концентрации внимания. Например, после того как подсознание будет определено как полезная часть мозга, о которой дети обычно не знают, их можно научить просить своё подсознание помочь им сосредоточиться. Если подсознание ребёнка отвечает ему, ребёнок может достичь значительных успехов. Подсознанию можно предложить научить ребёнка тому, что оно знает. Иногда такое внушение приводит к немедленному улучшению их внимания.
Другой метод предполагает обращение к подсознанию за советом о том, как пациент может лучше справиться со своим СДВГ.
Вывод
Самотерапия СДВГ с помощью гипноза может быть быстро освоена. Поскольку использование гипноза не имеет побочных эффектов, врачи считают, что детям следует предлагать эту альтернативу, прежде чем назначать им лекарства для лечения расстройства.