ЖизньСемья и дети

От игр до успеха: как развить исполнительные функции у детей

Чтобы научить детей ориентироваться в сложной жизни, начните с простых навыков

Обычно мы слышим о навыках исполнительного функционирования в контексте преодоления исполнительной дисфункции, с которой сталкиваются многие подростки и взрослые. Однако исполнительные функции возникают не только в подростковом возрасте и могут оказать влияние на усилия молодёжи в развитии. Это навыки, которые мы можем использовать и улучшать с самого раннего детства.

В книге «Эмоционально развитый ребёнок» педагог Рэйчел Кац и исследовательница Хелен Шве Хадани делятся советами для родителей, которые помогут детям всех возрастов развивать свои навыки исполнительных функций с помощью выбора, воли, свободной игры, притворства, планирования и размышлений.

Что означает понятие исполнительная функция?

Исполнительная функция (EF) представляет собой набор когнитивных навыков, которые помогают контролировать поведение, сдерживание или самоконтроль, когнитивную гибкость, рабочую память и сосредоточенность. Кац и Хадани дополняют каждый компонент EF следующим образом:

  • Сдерживание или самоконтроль: это навык, который позволяет ребёнку контролировать свои первоначальные импульсы и выбирать продуктивные действия вместо вредных.
  • Когнитивная гибкость: это способность мыслить нестандартно и творчески решать проблемы, используя нетрадиционные материалы или учитывая меняющиеся социальные отношения.
  • Рабочая память: это информация, которую мы храним в сознании для быстрого доступа и использования. Рабочая память помогает связывать несвязанные идеи и следовать плану.
  • Сосредоточенность или внимание: способность игнорировать отвлекающие факторы, чтобы достигнуть поставленной цели.

EF также помогает планировать и устанавливать приоритеты задач, сбалансировать рабочий процесс, а также хорошо взаимодействовать с другими людьми. Важно использовать навыки EF в повседневной деятельности, включая обучение и ограниченные по времени задачи.

Родители могут обращать внимание, когда у них или у их детей возникают трудности и пытаться определить, какого навыка исполнительной функции может не хватать. Важно также замечать, какие навыки EF работают хорошо и как их можно определить.

Ещё одно важное замечание заключается в том, что даже если дети слишком малы для использования определённых навыков EF, родители могут моделировать эти навыки и приучать детей к их использованию. Дети учатся, наблюдая, слушая и подражая.

Как развивать исполнительные функции на разных этапах детства

Младенчество

1. Дайте младенцам выбор и свободу действий. Предложите два варианта еды, игрушек, книг, одежды и т.д. Позвольте им указать на свой выбор или дотянуться до него.

2. Поощряйте свободную игру и притворство. Обратите внимание на то, что интересует вашего ребёнка, и поддерживайте их попытки физически получить доступ к предметам, к которым они тянутся.

3. Помогайте им планировать и размышлять. Рассказывайте, когда они достигают цели, например, ползают, чтобы дотянуться до игрушки, или взбираются на мебель.

Раннее детство

1. Дайте детям возможность выбирать и действовать свободно. Позвольте им участвовать в семейных решениях, например, выбирать фильм для просмотра или определять, каких животных сначала посетить в зоопарке.

2. Поощряйте свободную игру и воображение. Обеспечьте их игрушками для «притворной игры», такими как куклы, домики, костюмы и фигурки. Расскажите им о существующих играх, чтобы они могли учиться от вас.

3. Помогите им планировать и размышлять. Дайте им возможность составить простой план, например, решить, как провести последние пять минут на игровой площадке или как обойти квартал в нужном направлении.

Дошкольный возраст

1. Предоставьте детям выбор и свободу действий. Дайте им материалы для творчества или строительные игрушки, такие как LEGO или кубики, и позвольте им свободно создавать то, что они захотят.

2. Поощряйте свободную игру и воображение. Не перегружайте их расписанием занятий и не заставляйте заниматься спортом против их воли. Позвольте им создавать свои собственные игры и сценарии.

3. Помогите им планировать и размышлять. Попросите их поставить цель, например, построить монстра из кубиков. Помогите им разработать план, определить нужные детали и выбрать материалы для выполнения задачи.

Школьный возраст

1. Дайте им возможность выбирать и действовать самостоятельно. Дети уже имеют ярко выраженные личные интересы. Поддерживайте эти интересы, просматривая видео, читая книги, участвуя в играх и творческих мероприятиях, связанных с их увлечениями.

2. Поощряйте свободную игру и воображение. Продолжайте поддерживать игры в ролевые игры и предоставлять свободное время для творчества.

3. Помогите им планировать и размышлять. По завершению проекта обсудите с ребёнком, что получилось хорошо, а что можно было бы улучшить. Дайте им возможность самостоятельно разрабатывать планы и решать проблемы, чтобы помочь им развивать навыки планирования и критического мышления.

Заключение

Действительно, исполнительные функции являются важным набором навыков, необходимых для успешного функционирования в жизни. Развитие этих навыков начинается в детском возрасте и продолжается на протяжении всей жизни. Помощь детям в развитии исполнительных функций может помочь им стать более организованными, самостоятельными и успешными в будущем.

Если вы являетесь родителем или опекуном, то какие методы вы используете для помощи вашим детям в развитии исполнительных функций? Если вы являетесь учителем или тренером, то как вы интегрируете развитие этих навыков в свои уроки и тренировки? Можете ли вы поделиться какими-то своими советами и трюками по развитию исполнительных функций у детей? Оставьте свои комментарии и мысли в комментариях.

Похожие публикации:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии