Допустим, вы вручаете кому-то подарок, а он с нетерпением срывает обёрточную бумагу, а затем поднимает крышку коробки. Но, когда они достают и рассматривают подарок, спрятанный внутри, их улыбка быстро исчезает. «Знаешь, эти часы мне не подходят. Вот, можешь забрать их обратно».
Такое поведение настолько необычно, что вы, возможно, никогда не были свидетелями этого или не делали этого сами. Однако, большинство из нас регулярно делают нечто подобное, когда речь заходит о принятии другого вида «подарка» — комплиментов.
Несмотря на то, что нам всем следовало бы говорить больше комплиментов, многие из нас делают это с трудом. И всё же любезно принимать комплименты тоже может быть непросто. Мы с нетерпением ждём их, и так рады, когда получаем — но к сожалению, совершенно не умеем их принимать. Вместо того чтобы получать комплименты с удовольствием и благодарностью, мы ищем способы принизить, отвергнуть и приуменьшить их значимость и ценность.
Научиться правильно принимать комплименты довольно просто. Вам просто нужно понять:
1) Как вы отвергаете комплименты
2) Почему вам трудно просто принять их
3) Почему и как вы можете милостиво признавать и принимать похвалу других.
10 способов отказа от комплиментов
Социолингвисты разделяют ответы на комплименты на 3 основные категории: принятие, избегание и отказ. Эти категории представлены в виде спектра, и большинство людей не чувствуют себя комфортно ни в одной из крайностей. Откровенный отказ кажется грубым, а полное принятие — самодовольным. Поэтому большинство людей ищут безопасную золотую середину, выбирая отклоняющий ответ, который разбавляет и смягчает комплимент. Они воспринимают их как горячую картошку, которую нужно бросить, как только она попадёт к ним в руки.
В книге «Пособие по уверенности в себе» Рэнди Патерсон перечисляет некоторые из различных способов, которыми мы отвергаем и отклоняем комплименты.
1. Игнорирование
Получатель игнорирует комплимент либо потому что он его не слышал, либо потому что не понимает, что ему делают комплимент.
Комплимент: «Ты сегодня играл безумно хорошо — ты был на всей площадке одновременно».
Реакция: «Да, но я очень хочу пить. Давай по дороге домой остановимся и выпьем немного воды».
2. Отказ
Получатель прямо отрицает комплимент.
Комплимент: «Ребята, вы так хорошо звучали сегодня».
Реакция: «Да, конечно. Мы звучали отвратительно».
3. Спор
Получатель комплимента спорит по поводу того, заслуживает он похвалы или нет.
Комплимент: «Мысль, которую вы высказали на сегодняшнем занятии, действительно потрясающая и глубокая».
Реакция: «Не совсем. Любой, кто читал предыдущие статьи, пришёл бы к такому же выводу».
4. Самоуничижение
Получатель преуменьшает похвалу, предлагая самоуничижительные замечания.
Комплимент: «У вас шикарная шляпка».
Реакция: «Ну, мне нужно что-то, чтобы отвлечь внимание от моей жуткой физиономии!».
5. Сомнение
Получатель ставит под сомнение суждения и вкус того, кто делает комплимент.
Комплимент: «Ваша картина — определённо лучшая из всех, что здесь есть».
Реакция: «Вы шутите? Должно быть, вы нечасто ходили на художественные выставки».
6. «Сужение»
Получатель уменьшает более широкий комплимент до меньшего.
Комплимент: «Вы сегодня очень хорошо выглядите».
Реакция: «Этот галстук может украсить любой костюм».
7. Бумеранг
В ответ на комплимент, получатель делает ответный.
Комплимент: «Какие классные у вас усы!».
Ответ: «У тебя очень мужественная борода!».
8. Подтверждение
Получателю трудно принять комплимент, и он начинает искать подтверждения.
Комплимент: «Ваша речь была невероятно убедительной».
Реакция: «Вы действительно так думаете? Я чувствовал себя неуверенно».
9. Обесценивание
Получатель говорит о том, что то, что хвалит собеседник, на самом деле было хуже, чем тот считает.
Комплимент: «Очень красивый свитер».
Реакция: «Он такой старый. Он у меня еще со школы».
10. «Перевод стрелок»
Получатель переносит похвалу на других.
Комплимент: «Я думаю, это был лучший танец из всех, что у нас были».
Ответ: «Это была Мария, это только её заслуга».
Почему мы отклоняем комплименты
Ниже приведены следующие причины, по которым людям трудно полностью принять комплимент:
Боязнь показаться тщеславным
Это самая распространённая причина, по которой люди отклоняют комплименты. Они беспокоятся, что, соглашаясь с чьей-то похвалой в свой адрес, они хвалят себя и становятся самодовольными.
Необходимость восстановить «баланс»
Поскольку комплимент — это позитивное действие, вы можете почувствовать психологическую потребность уравновесить ситуацию, либо сведя на нет похвалу путём отклонения, либо быстро сказать свой.
Желание избежать «долга»
Это беспокойство о том, что если кто-то сделает для вас что-то приятное, например, сделает комплимент, то вы будете должны ему что-то в ответ и окажетесь в долгу перед ним.
Низкая самооценка
Если кто-то говорит о вас что-то хорошее, чего вы сами о себе не думаете, вашей немедленной реакцией будет отрицание или недоверие. Вы не можете интегрировать положительное видение вас человеком, который говорит комплимент, с вашим негативным, так что автоматически начинаете искать способ доказать ошибочность суждения — будто бы он пропустил ошибки, которые вы сделали или вообще не способен оценить происходящее.
Почему вы должны принимать комплименты любезно и в полном объёме
Обычно люди отвечают на комплименты, отделываясь 2-3 словами. Хотя такой ответ может быть распространён, он не очень вежливый. Это та область, в которой вам определённо следует попытаться вырваться за рамки общепринятого. Вот почему:
Отрицание и отклонение оскорбляет того, кто делает комплимент
Когда кто-то делает вам комплимент, он говорит, что заметил и оценил в вас достойное похвалы качество. Когда вы отклоняете или отрицаете эту похвалу, вы начинаете спорить с ними. Вы говорите, что у них нет хорошего суждения или вкуса — что они не знают, о чем говорят. Вы отвечаете на их добрые слова оскорблением.
Отрицание и отклонение заставляют хвалящего чувствовать себя неловко
Когда мы отвергаем комплимент, потому что он вызывает у нас дискомфорт, мы просто переносим этот дискомфорт на того, кто его сделал. Вы не только оскорбляете его, но и заставляете чувствовать себя неловко.
Отрицание и отклонение комплимента снижают вероятность того, что кто-то снова вас похвалит
Если вы постоянно отмахиваетесь от комплиментов, вам перестанут их говорить вообще.
«Комплимент-бумеранг» обычно не является искренним
Вы можете думать, что всегда отвечать комплиментом на комплимент — это вежливо, но это не так. «Комплимент-бумеранг» свидетельствует о том, что вместо того, чтобы выслушать и принять чью-то похвалу, вы были заняты формулированием своего собственного комплимента. И поскольку люди знают, что это происходит непроизвольно, и служит для избавления вас от чувства неловкости — они не поверят в искренность ваших слов.
Как принимать комплименты
Первый шаг — понять, что полное принятие комплиментов не делает вас тщеславным. Вы не сами придумали похвалу, это сделал кто-то другой! Вы просто подтверждаете оценку другого человека.
Во-вторых, это нормально — позволить себе гордиться тем, что вы сделали хорошо. Небольшая гордость не должна включать в себя раздутое чувство своих достижений или достойных качеств — просто честная оценка того, что вы сделали.
Так что же лучше всего ответить на комплимент? «Спасибо!». Вот и всё. Никогда не бывает ситуации, когда простое «спасибо» не сработает.
Тем не менее иногда удобнее и вполне уместно предложить продолжение «спасибо», чтобы показать, как много значил для вас комплимент.
Уместные продолжения «спасибо»
«Мне было очень приятно» или «Я рад, что всё так хорошо получилось». Если вам некомфортно ограничиваться просто «спасибо», попробуйте нейтральное продолжение.
«Без участия Василия ничего бы не получилось». Выдавая автоматический ответ, когда вы отрицаете свою значимость и переносите похвалу на других — это притворная скромность. Но если другие действительно её заслуживают, вполне уместно упомянуть их, после того, как вы примете комплимент, предназначенный вам.
«Рад, что мне удалось помочь». Это хорошая альтернатива фразе «Я просто делал сою работу». Возможно, вы и правда лишь выполняли свою работу, но не стоит давать резкий отпор и отталкивать тех, кто хочет выразить свое восхищение вами. Вместо этого, поблагодарите, а затем скажите, что были рады принести пользу.
«Знаете, вы тоже отлично сегодня сыграли, здорово!». Комплимент-бумеранг такого типа будет вполне уместен, если он сказан от чистого сердца — то есть, если бы вы и так похвалили человека — и особенно в случаях, когда скорее всего, вы больше не встретитесь с собеседником (например, на соревнованиях). Просто убедитесь, что вы скажете встречный комплимент только после того, как полностью примете тот, что адресован вам.
Если комплимент особенно приятен или важен для вас, будет прекрасно, если вы продолжите ваше «спасибо» словами, которые выразят то, что вы чувствуете, и то, почему вы так цените эту похвалу:
«Это так много для меня значит»
«Я так ценю, что вы это заметили. Раньше мне никто такого не говорил»
«Я чувствовал себя подавленным, а теперь вы дали мне стимул двигаться дальше»
А теперь вперёд! Говорите комплименты другим и достойно принимайте те, что предназначены вам!