Привязанность — это эмоциональная связь, которая формируется между ребёнком и воспитателем, и это средство, с помощью которого беспомощный ребёнок получает удовлетворение первичных потребностей. Затем она становится двигателем последующего социального, эмоционального и когнитивного развития. Ранний социальный опыт младенца стимулирует рост мозга и может оказать длительное влияние на способность формировать стабильные отношения с другими людьми.
Привязанность обеспечивает первую систему преодоления трудностей — она создаёт в сознании младенца мысленное представление о воспитателе, которое может быть вызвано как утешительное мысленное присутствие в трудные моменты. Привязанность позволяет младенцу без дискомфорта отделиться от воспитателя и начать исследовать окружающий мир.
Неврологи считают, что привязанность является настолько первичной потребностью, что в мозге существуют сети нейронов, предназначенные для того, чтобы привести её в движение в первую очередь, и гормон окситоцин, способствующий этому процессу.
Привязанность развивается в процессе повседневного общения, когда ухаживающий за младенцем человек удовлетворяет его потребности. Связь между младенцем и воспитателем обычно настолько прочно устанавливается к концу первого года жизни, что в это время можно проверить характер и качество этой связи.
В результате работы со многими парами ребёнок-воспитатель исследователи описали несколько основных моделей привязанности. В своих исследованиях учёные ненадолго разлучают маленьких детей с воспитателем и наблюдают за их поведением до и после их воссоединения.
Дети с надёжной привязанностью могут быть расстроены при разлуке, но тепло приветствуют воспитателя, глядя ему в глаза и стремясь обнять его.
Тревожно-резистентная привязанность описывает ребёнка, который пугается разлуки и продолжает демонстрировать тревожное поведение после возвращения воспитателя.
Избегающая привязанность обозначает ребёнка, который довольно спокойно реагирует на разлуку с родителями и не радуется их возвращению.
Дезорганизованная привязанность проявляется в странном или амбивалентном поведении по отношению к воспитателю после возвращения — приближается к нему, затем отворачивается или даже бьёт его — и может быть результатом детской травмы.
В исследованиях большинство детей демонстрируют «безопасное» поведение привязанности, в то время как другие кажутся «небезопасными», демонстрируя один из других паттернов.
Как развивается надёжная привязанность?
Согласно теории, надёжная привязанность у детей возникает в результате чуткой, отзывчивой заботы, а ненадёжная — в результате её отсутствия. Хотя есть доказательства того, что воспитание может влиять на надёжность привязанности, также ясно, что другие факторы, включая генетику, играют формирующую роль.
Что такое теория привязанности?
Британский психоаналитик Джон Боулби предположил, что поведение детей, связанное с привязанностью (например, проявление дистресса при отсутствии родителя), является частью развитой поведенческой системы, которая помогает обеспечить их заботой. Позже психолог Мэри Эйнсворт начала экспериментально изучать различия в том, как дети реагируют на разлуку с родителями. Другие исследователи распространили теорию привязанности на отношения взрослых.
Как травма влияет на привязанность?
Безопасность привязанности и поведение изучались в отношениях взрослых, а модели привязанности, которые различаются у разных людей, принято называть «стилями привязанности». Похоже, что существует связь между характеристиками привязанности человека в раннем возрасте и во взрослой жизни, но корреляции далеко не идеальны.
Многие взрослые чувствуют себя уверенно в своих отношениях и комфортно зависят от других людей (что повторяет «безопасную» привязанность у детей). Другие склонны испытывать тревогу по поводу своих связей с близкими людьми или предпочитают вообще избегать сближения с ними. Исследования людей с пограничным расстройством личности, для которых характерно стремление к близости и повышенная чувствительность к отказу, показали высокую распространённость и выраженность ненадёжной привязанности.
Стили привязанности во взрослой жизни имеют названия, схожие с теми, которые используются для описания моделей привязанности у детей:
- Безопасный
- Тревожно-беспокойный (высокая тревожность, низкий уровень избегания)
- Отстранённо-избегающий (низкая тревожность, высокая избегаемость)
- Страх-избегающий (высокая тревожность, высокий уровень избегания)
Тем не менее стили привязанности лучше рассматривать как дименсиональные, когда человек оценивается как относительно высокий, низкий или где-то посередине по уровню тревоги, связанной с привязанностью, и избегания, связанного с привязанностью. Кроме того, человек может демонстрировать один и тот же тип привязанности не во всех близких отношениях.
Как определить, что у человека небезопасный стиль привязанности?
У человека может быть высокая тревожность, если он сильно беспокоится о том, что его бросили или о нём не заботятся. Это можно определить по тому, насколько человек согласен с такими утверждениями, как «Я беспокоюсь, что останусь один» и «Я часто беспокоюсь, что романтические партнёры не любят меня по-настоящему». Люди с высоким уровнем избегания привязанности, вероятно, беспокоятся о том, что другие люди становятся «слишком близкими».
Как привязанность влияет на отношения?
Исследования показывают, что люди с надёжным стилем привязанности имеют лучшие показатели по таким параметрам, как стабильность отношений и сексуальная удовлетворённость, а также менее склонны к деструктивным действиям, таким как слежка за партнёром или вредное сексуальное поведение.