Если вы заметили странный сладковатый запах, исходящий от вашего автомобиля после того, как вы заглушили двигатель, возможно, у вас утечка антифриза. Антифриз играет ключевую роль в поддержании нормальной работы двигателя, поэтому важно знать, есть ли утечка.
Если в вашем автомобиле наблюдается утечка антифриза, проблему необходимо устранить как можно скорее, пока она не привела к более серьёзным и дорогостоящим проблемам.
Несмотря на своё название, антифриз не просто предохраняет радиатор автомобиля от замерзания зимой. Он является частью системы охлаждения автомобиля, которая контролирует температуру двигателя, чтобы он работал нормально и не перегревался.
Радиатор двигателя заполнен так называемой охлаждающей жидкостью, представляющей собой смесь антифриза и воды 50 на 50. Насос на двигателе циркулирует охлаждающую жидкость через радиатор, двигатель и печку — так поддерживается температура двигателя независимо от температуры наружного воздуха на должном уровне и не допускается перегрев. Если в двигателе мало охлаждающей жидкости, он может греться, что ухудшит как производительность, так и экономию топлива. Хуже того, двигатель может перегреться, что приведёт к дорогостоящим и, возможно, неизлечимым повреждениям.
Если ваш автомобиль теряет охлаждающую жидкость, необходимо определить, откуда и как быстро она вытекает, а затем устранить утечку. Система охлаждения двигателя сложна и состоит из множества деталей. Устранение утечки охлаждающей жидкости может быть дешёвым и простым ремонтом: например, подтянуть ослабленный хомут на одном из нескольких шлангов системы — это можно сделать самостоятельно. Или же ремонт может быть таким сложным и дорогим, как замена сломанного водяного насоса. Для диагностики такой серьёзной проблемы потребуются навыки специалиста, а для её устранения — полный набор инструментов.
Признаки утечки антифриза
- Сладковатый запах, который вы заметили снаружи автомобиля после того, как вы на нём поездили. Возможно, вы почувствуете его и сидя за рулём.
- Лужи под автомобилем известково-зелёного, оранжевого, розового или сине-зелёного цвета после того, как вы припарковались. Производители антифриза используют эти цвета красителей, чтобы отличить охлаждающую жидкость от других жидкостей, используемых в автомобилях. Моторное масло имеет золотистый или чёрный цвет (когда загрязнено), а трансмиссионная жидкость — тёмно-красный.
- Автомобиль начинает нагреваться или перегреваться.
Как найти утечку
- Чтобы найти утечку, сначала проведите автомобиль до полного прогрева, затем припаркуйте его на чистом, сухом участке тротуара.
- Выключите автомобиль и дайте ему остыть. Внимание: когда автомобиль полностью прогрет, охлаждающая жидкость кипит и находится под давлением. Не снимайте крышку бака рекуператора или крышку радиатора до того, как двигатель достаточно остынет. Они расположены под капотом. Большинство крышек бачка рекуператора помечены специальным символом. Некоторые автомобили не имеют крышки радиатора.
- После того как автомобиль постоит 15 минут, посмотрите под ним на наличие свежей лужицы жидкости цвета антифриза. Если лужи нет, но вы чувствуете сладкий запах антифриза, опуститесь на колени и осмотрите днище автомобиля, чтобы увидеть что-нибудь мокрое или покрытое каплями. Примечание: системы кондиционирования воздуха часто образуют конденсат, который может просачиваться на землю, но то, что капает из них, — это чистая, прозрачная вода.
- Если под автомобилем возле передней части образуется небольшая лужа или пятно охлаждающей жидкости, поднимите капот и начните искать в моторном отсеке. Это также хорошее время для того, чтобы буквально обнюхать всё вокруг, чтобы понять, откуда может исходить запах антифриза.
- Ищите признаки утечки охлаждающей жидкости (светло-окрашенный осадок или пятно) вокруг крышки радиатора, на шлангах по всему моторному отсеку (проверьте концы, где они прикреплены к другим компонентам) и на самом радиаторе. Если кажется, что шланг протекает в районе хомута, попробуйте подтянуть хомут отвёрткой. Если вы не видите никаких явных признаков утечки, проверьте весь моторный отсек: утечка может происходить из другого места под капотом.
- Если запах внутри автомобиля сильнее, чем снаружи, проблема может быть внутри отопителя. Для нагрева воздуха в салоне отопитель использует небольшой радиатор, похожий на «сердечник». Если ковровое покрытие влажное или стёкла быстро запотевают, возможно, протекает сердечник отопителя. Утечки в сердцевине отопителя трудно обнаружить и ещё труднее устранить, поскольку отопитель является частью системы кондиционирования воздуха, которая спрятана за приборной панелью. В этом случае, если вы не умеете обращаться с гаечными ключами, обратитесь к специалисту.
Если вы не можете найти утечку
Если вы не нашли утечку, это не значит, что её нет. После того как двигатель полностью остынет, проверьте уровень охлаждающей жидкости в автомобиле, посмотрев, сколько жидкости находится в бачке для сбора охлаждающей жидкости. Индикатор уровня охлаждающей жидкости находится на боковой стороне полупрозрачного пластикового бака. На большинстве бачков есть чёткие отметки минимума и максимума. Уровень охлаждающей жидкости должен находиться между отметками «min» и «max». Если бачок полон, то запах, скорее всего, не является утечкой антифриза. Если уровень жидкости в бачке ниже минимальной отметки или он сухой, скорее всего, у вас проблема, и пришло время обратиться к специалисту. Они могут использовать тестер давления в системе охлаждения, чтобы найти источник утечки.
Вождение автомобиля при утечке антифриза
Как долго вы можете ездить с утечкой антифриза? Мы рекомендуем устранить её как можно скорее. Проблемы с системой охлаждения не проходят сами по себе и могут быстро ухудшаться. Вы же не хотите застрять на обочине из-за того, что проигнорировали первые признаки утечки антифриза.
Если вы из тех, кто испытывает судьбу, и у вас небольшая (медленная) утечка охлаждающей жидкости, а на дворе лето, вы, вероятно, сможете проехать несколько дней, доливая воду в систему охлаждения при каждом понижении уровня. Однако всегда лучше доливать в систему охлаждения антифриз и воду в соотношении 50/50, особенно зимой. Обычная вода, попавшая в двигатель морозной зимней ночью, превращается в лёд и расширяется. Это расширение может привести к разрыву радиатора, шлангов системы охлаждения и даже растрескиванию блока двигателя или головки блока цилиндров, что приведёт к разрушению двигателя. Антифриз понижает температуру замерзания охлаждающей жидкости примерно до -37°C, чтобы предотвратить любые повреждения. Опять же, лучше как можно скорее осмотреть свой автомобиль, чтобы предотвратить более серьёзные и дорогостоящие повреждения двигателя.
Наконец, для разных автомобилей требуются разные типы антифриза. Существует три основных типа антифриза: этиленгликоль старого образца (зелёный краситель), пропиленгликоль (оранжевый или жёлтый краситель) и новейшая гибридная технология органической кислоты (жёлтый, зелёный, розовый, синий, фиолетовый или оранжевый). Различные типы нельзя смешивать. Обратитесь к руководству пользователя или проконсультируйтесь с дилером о правильном типе замены.
Важно: Этиленгликолевый антифриз очень токсичен при попадании в организм. Из-за сладковатого запаха он представляет серьёзную опасность для детей и домашних животных.