Часть раннего языкового развития ребёнка включает в себя повторение слов, которые вы произносите, вот почему многие поколения молодых родителей стоят перед своим ребёнком и говорят что-то вроде: «Мама? Ты можешь сказать «мама»? Мама!». Однако хотя это повторение, называемое эхолалией, является важной частью раннего развития языка, но если оно продолжается слишком долго или сопровождается другими симптомами, это может быть признаком чего-то большего, включая расстройство аутистического спектра или другой тип задержки развития.
Именно так дети учат язык — они подражают и повторяют. Со временем количество повторений начинает уменьшаться. По мере того как дети осваивают всё больше языка, они начинают добавлять свои собственные высказывания и слова.
В целом, в первые месяцы использования языка очень маленький ребёнок будет много повторять, но со временем эта доля будет уменьшаться. Это ступенька для развития более гибкого языка.
У большинства детей эхолалия значительно снижается по мере взросления. Ближе к 3 годам эхолалия уменьшается, и ребёнок использует больше спонтанной речи. Они могут повторять что-либо, например, что-то смешное, что они услышали по телевизору, но у них много спонтанной и гибкой речи для передачи своих желаний и потребностей.
Когда следует проконсультироваться с врачом
Повторение является нормальным явлением на ранних стадиях развития языка, но если оно продолжается слишком долго или очень выражено, то вам следует поговорить с врачом, так как эхолалия, которая сохраняется, обычно связана с расстройством аутистического спектра или другими задержками в развитии.
Среди других признаков, на которые следует обратить внимание — затруднения ребёнка при передаче своих желаний и потребностей или его склонность повторять интонацию слов. Дети с аутизмом, когда повторяют слова, обычно повторяют их с той же интонацией, которую слышат. Если родитель говорит: «Ура, хорошая работа!», ребёнок может повторить это в точности.
Другой распространённый признак — если эхолалия сопровождается задержкой речевого развития. Когда речь идёт о том, что является нетипичным, всё дело в истории развития ребёнка. Если у вас есть ребёнок, который не соответствует своим речевым ориентирам, и вдруг его первые слова становятся эхом, то это ненормально.
Родители детей с задержкой речевого развития часто испытывают такое облегчение, услышав первые слова, и считают, что это означает, что всё в порядке, тогда как на самом деле им необходимо пройти дальнейшее обследование.
Эхолалия может быть признаком основной проблемы, но цель состоит не в том, чтобы избавиться от неё, а в том, чтобы диагностировать основную проблему и найти способы поддержки ребёнка, которые часто включают в себя логопедические занятия. Мы необязательно хотим остановить или предотвратить эхолалию. Для детей с задержкой речевого развития или находящихся в спектре, эхолалия является частью процесса изучения языка, даже если она продолжается дольше обычного. А для некоторых детей она может служить механизмом самоуспокоения. Во многих случаях эхолалия используется с определённой целью.