Одной из самых противоречивых тем в образовании является одарённое образование. Даже само слово «одарённый» вызывает споры. Эффективность и справедливость программ для одарённых оказалась под огнём хейтеров в 2021 году, когда в мире был представлен план полной ликвидации программ для одарённых — к счастью, позже план был тихо отложен.
Родители, которые, возможно, сами в детстве участвовали в программах для одарённых, и чьи собственные дети то соответствуют, то не соответствуют требованиям, озадачены, а иногда и возмущены непоследовательной политикой в отношении того, кто может называться «одарённым» и какие привилегии этот «символ статуса» может дать человеку, получившему этот ярлык. Но что значит быть «одарённым»? Должны ли вы тестировать своего ребёнка, и, если он соответствует требованиям, должны ли вы действовать как-то по-особенному? И будет ли ваш ребёнок «лучше» в долгосрочной перспективе, если он будет обучаться по программе для одарённых или если его определят как одарённого в детстве?
Признаки того, что ваш ребёнок может быть одарённым
Во многих районах страны обучение одарённых детей является частью программ образования, что не делает его «символом статуса», а скорее приспособлением, которое необходимо сделать для учеников, не вписывающихся в среднестатистическую форму своих сверстников. Критерии интеллектуально одарённых учащихся зависят от региона, но часто одарённые учащиеся составляют 10, 5 или даже 1% от общего числа учащихся по результатам какого-либо вида оценки. Иногда тестируется сразу весь контингент учащихся, как, например, на государственном тестировании, или учащиеся «номинируются» учителями или родителями, а также тестируются школьными психологами или специалистами по одарённости. Иногда школы принимают частные оценки. Часто индивидуальные или частные тесты включают в себя своего рода IQ-тест (тест, определяющий, является ли человек гением), но в последние годы для выявления одарённых учеников используются другие способы — например, тест Рейвена, призванный быть более инклюзивным и справедливым.
Часто ребёнка выдвигают на программу для одарённых, если он опережает своих сверстников в одной или нескольких предметных областях. Я несколько лет работала специалистом по одарённому образованию — мы заставляли учителей заполнять контрольные списки, чтобы номинировать или помочь нам выявить одарённых учеников. Подобные списки имеются во всех школах.
Признаки того, что ваш ребёнок может быть одарённым, включают:
- Скука в школе
- Восприимчивость или интуиция
- Лучше общается со взрослыми, чем со сверстниками, интересуется проблемами взрослых
- Перфекционизм
- Способность жить в хаосе (он же «беспорядочный гений»)
- Предпочитает работать самостоятельно
- Острое чувство юмора
- Большой запас информации по одному или многим предметам, включая необычно большой словарный запас или количество фактов о вещах, выходящих за рамки обычного школьного образования
- Высокочувствительный
- Способны улавливать глубокий смысл
- Чувствительны к красоте, искусству и эстетике
- Задаёт много вопросов
- Критика программ обучения
Часто одарённые программы состоят из меньшего количества населения, чем в репрезентативных школах, и непропорционально состоят из учащихся с более высоким уровнем дохода. Часто это происходит из-за системной предвзятости в школе. Ученики из семей с низким доходом выдвигаются реже. Кроме того, тесты не приспособлены учащихся с нейродивергенцией или другими особенностями, которые могут повлиять на их обучение.
Программы для одарённых иногда просто ускоряют обучение, не учитывая индивидуальные потребности учащихся, включая их уникальные социально-эмоциональные проблемы. Одарённые учащиеся чаще страдают от тревоги и депрессии, кроме того, такой ученик также не всегда обязательно одарён во всех предметных областях.
Часто школы для одарённых «вытягивают» учеников из других классов, что заставляет их чувствовать себя отверженными, а учеников, не участвующих в программе — покинутыми. Одарённым ученикам приходится выбирать: быть в программе для одарённых или быть со своими сверстниками. Критикам программ для одарённых не нравится, что таких детей считают «лучше», чем их сверстников, и что они получают особое отношение, например, выездные экскурсии или финансирование.
Если ваш ребёнок признан одарённым
Если ваш ребёнок признан одарённым либо по результатам школьного тестирования, либо в процессе выдвижения, вы можете абсолютно точно решить, оставлять его в программе или нет. Вы можете отказаться от услуг.
В большинстве регионов есть группы родителей одарённых детей, которые периодически собираются и позволяют родителям участвовать в обсуждении функционирования подобных школ. Это хорошее место для того, чтобы узнать о программе и о том, что она предлагает, прежде чем вы решите, подходит ли она вам. В вашей школе также должен быть сотрудник, который является «координатором одарённости» — иногда это отдельный человек, а иногда это директор или учитель. Они могут помочь ответить на многие вопросы.
Если вы решите получить услуги по работе с одарёнными, ваш ребёнок может получить индивидуальный план по работе, или его могут зачислить в отдельный класс или программу. В некоторых регионах есть программы для одарённых в каждой школе, а также отдельная школа для учеников, которые будут преуспевать в среде, где все ученики одарённые.
Исследования показывают, что одарённые ученики преуспевают в среде, где они работают вместе, имеют сообщество и развивают навыки друг друга. Но принимать или не принимать решение об услугах для одарённых детей — это решение, которое вы должны принять всей семьёй.
Имеет ли это значение?
Одарённые дети не всегда имеют больше шансов на успех, а участие в подобной программе ещё не является гарантией жизненного успеха. Некоторые очень успешные люди вовсе не «умные».
На самом деле, быть одарённым — это нечто большее, чем быть «хорошим учеником». Одарённые ученики совсем не обязательно являются лучшими учениками, хотя они часто хорошо учатся в школе. Иногда они терпят поразительные неудачи, либо потому, что не видят смысла выполнять задание так, как хочет учитель, либо потому, что учитель не понимает их уникального мышления. Хорошие ученики — усердные работники. Иногда одарённые ученики терпят неудачу, потому что они не знают, как попросить о помощи: им всегда говорили, что они «умные», поэтому они никогда не учились усердно работать.
Однако если рассматривать одарённость так, как это принято в США и Европе, где каждый одарённый ученик получает индивидуальный план обучения (IEP), то философия заключается в том, что они нуждаются в приспособлениях в классе так же, как ученику с дислексией может понадобиться другой шрифт текста или больше времени на тест, или как ребёнку с СДВГ может понадобиться чаще делать перерывы. Одарённый ученик может нуждаться в альтернативных заданиях, продвинутом классе или в классе с одарёнными сверстниками.
Итак, хотя нет однозначного ответа на вопрос о том, подходит ли программа для одарённых детей вашему ребёнку, тестирование, вероятно, никому не повредит, а вы сможете действовать дальше.