ЖизньИнтересные факты

15 вещей, которые вы, возможно, не знали о судне «Титаник»

Читайте дальше, чтобы узнать некоторые удивительные факты о «Титанике»

Затонувший «Титаник» стал самым печально известным кораблекрушением в истории, но что же на самом деле произошло в ту необычайно спокойную ночь в Северной Атлантике? Читайте дальше, чтобы узнать некоторые удивительные факты о «Титанике».

1. Титаник был построен для роскоши, а не для скорости

В начале 20-го века новые технологии и растущее число европейских иммигрантов позволили крупнейшим британским пассажирским пароходным линиям построить самые большие и роскошные океанские лайнеры, известные в то время. Ливерпульская компания Cunard спустила на воду два самых быстрых и изящных лайнера, «Мавритания» в 1906 году и «Лузитания» в 1907 году, способных пересечь Атлантический океан за рекордное время. White Star Line, надеясь потягаться со своим главным конкурентом, сделала ответный ход, заказав три массивных океанских лайнера — «Олимпик», «Титаник» и «Британник». Корабли были спроектированы как самые роскошные лайнеры на плаву.

На борту судна «Титаник» («RMS» означало «королевский почтовый корабль») пассажиры могли пользоваться бассейном, кортами для сквоша и тенниса, гимнастическим залом, шикарными верандами, прекрасными столовыми и турецкой баней. На корабле было на сто кают первого класса больше, чем на «Олимпике», а на палубе B был добавлен парижский бульвар, чтобы создать иллюзию кафе на тротуаре. В конечном итоге «Титаник» перевесил свою «сестру» более чем на 1000 тонн.

2. Всё на «Титанике» было огромным, за исключением количества спасательных шлюпок

«Титаник» был самым большим пассажирским судном своего времени. Его стальная конструкция удерживалась на месте 3 миллионами заклёпок весом 1200 тонн, а каждое звено якорных цепей корабля весило 80 килограмм. Двадцать девять котлов вырабатывали энергию, достаточную для достижения 50 000 лошадиных сил и средней скорости в 21 узел (чуть более 40 километров в час). Расстояние между килем (днищем корабля) и вершиной четырёх гигантских дымовых труб составляло 55 метров. Длина корабля составляла 259,83 метров от носа до кормы и 28,19 метров в самой широкой точке. Короче говоря, она была высотой в 11 этажей и длиной в четыре городских квартала.

Согласно официальному расследованию британского правительства, во время первого рейса корабль перевозил около 1316 пассажиров и 885 членов экипажа (в других источниках приводятся несколько иные цифры), но на борту было всего 20 шлюпок, каждая из которых могла безопасно вместить от 40 до 60 человек, а общая вместимость составляла 1178 человек. В то время правила Торгового совета для пассажирских лайнеров требовали наличия на борту только 14 спасательных шлюпок. На «Титанике» было 14 спасательных шлюпок, два катера и четыре разборные лодки.

3. Сюжет романа 1889 года имел жуткое сходство с событиями, которые произошли с «Титаником»

Роман писателя Моргана Робертсона «Тщетность, или крушение Титана», возможно, и не предсказал гибель «Титаника», но в нём есть несколько странных совпадений. В книге самый сказочный океанский лайнер из когда-либо построенных — «Титан», пересекает Атлантику в своём первом рейсе, когда он сталкивается с айсбергом и тонет. Длина «Титана» составляла 250 метров, а «Титаника» — 259,83 метра. Оба корабля могли развивать скорость до 25 узлов. Оба отплывали в апреле. Оба могли перевозить 3000 человек, и оба имели слишком мало спасательных шлюпок.

4. Перед затоплением «Титаника» океанские лайнеры встречали в Северной Атлантике больше айсбергов, чем обычно

Айсберги были обычным явлением между Ирландией и Ньюфаундлендом, но в апреле 1912 года их было больше, чем обычно. Морозный воздух с северо-востока Канады встретился с южным течением Лабрадорского течения у побережья Ньюфаундленда, что привело к появлению потока айсбергов, которые были отнесены дальше на юг, чем это было характерно для большей части 20-го века. В 1912 году пиковое количество айсбергов за год было зарегистрировано в апреле, тогда как обычно это происходит в мае, и айсбергов было почти в два с половиной раза больше, чем в среднем за год.

14 апреля 1912 года «Титаник» получил радиосообщений от других кораблей, предупреждающих о льдах на их маршрутах, но они так и не дошли до «Титаника».

5. Титаник считался непотопляемым

Компания White Star Line неофициально утверждала, что «Титаник» был непотопляемым. Корабль имел 16 водонепроницаемых переборок, расположенных от носа до кормы ниже ватерлинии, которые могли удержать корабль на плаву даже в случае пробоя первых четырёх отсеков. К сожалению, в 11:40 вечера 14 апреля 1912 года наблюдатель увидел возвышающийся айсберг прямо на пути Титаника. Сигнал тревоги был передан на мостик, где первый помощник Уильям Мердок приказал положить корабль на правый борт и включить реверс двигателей. Он также потянул за рычаг, закрывающий водонепроницаемые двери отсеков. Но было уже слишком поздно. Через 37 секунд после предупреждения смотрителя, «Титаник» задел айсберг правым бортом, что привело к серии пробоин, потянувшихся через шесть последовательных водонепроницаемых отсеков на 3 метра выше киля. В течение 10 минут 2 метра воды заполнили первый отсек.

Основываясь на данных о сходе ледников в Гренландии, есть предположение, что айсберг возник на западном побережье Гренландии и имел длину около 125 метров и высоту от 15 до 17 метров над поверхностью океана, что даёт ему массу 2,2 миллиона тонн. Эти размеры соответствуют размерам айсберга с полосой красной краски, сфотографированного капитаном спасательного судна, позже отправленного за «Титаником».

6. После столкновения мало кто из пассажиров «Титаника» волновался

Для своей книги 1955 года Уолтер Лорд побеседовал с более чем 60 выжившими пассажирами «Титаника», которые показали, что после столкновения с айсбергом они не испытывали беспокойства. Многие в первом и втором классах почти не почувствовали удара и либо вернулись к своим делам, либо спрашивали членов экипажа, почему остановились двигатели корабля. Но вскоре, согласно рассказу Лорда, их начала осенять истина:

«Далеко наверху на палубе A пассажир второго класса Лоуренс Бизли заметил любопытную вещь. Когда он спустился вниз, чтобы проверить свою каюту, он почувствовал, что лестница «не совсем правильная». Они казались ровными, но его ноги не попадали туда, куда следовало. Они как-то неуверенно шагали вперёд, как будто ступеньки были наклонены вниз к носу».

Пассажиры и экипаж Титаника не получили чётких инструкций по посадке в спасательные шлюпки. Как только стало ясно, что корабль кренится, процесс заполнения шлюпок был хаотичным. Первыми на борт поднялись женщины и дети, причём предпочтение отдавалось пассажирам первого и второго классов — их спутникам-мужчинам сказали (или они сами решили) остаться на корабле. Заполнялась только половина заполненных мест. Мужчины и женщины — пассажиры третьего класса были в основном предоставлены сами себе.

7. Сотни выживших пассажиров Титаника были спасены, но почти полторы тысячи погибли

Ближайший корабль, торговое судно «Калифорниэн», находился менее чем в 15 километрах от Титаника, когда тот начал тонуть, но он не отреагировал на сигналы бедствия лайнера — его оператор радиосвязи лёг спать за несколько минут до столкновения «Титаника» с айсбергом. В результате на помощь Титанику пришёл пассажирский пароход «Карпатия», находившийся в 95 километрах от судна. Потребовалось почти два часа, чтобы добраться до первых выживших на «Титанике».

Из 2201 пассажира и членов экипажа, находившихся на борту, после затопления «Титаника» выжили только 711 человек, а число погибших составило 1490 человек (согласно другим данным, погибло 1503, 1517 и даже 1635 человек). Меньше всего жертв было среди пассажиров первого класса — 203 из 325, или 62%. Во втором классе выжили 118 из 285 пассажиров, или 41%. А в третьем классе из 706 пассажиров выжили 178, или 25%.

Из экипажа: 673 человека из 885, или 76%, погибли вместе с кораблём, включая капитана Эдварда Смита, первого помощника Уильяма Мёрдока, радиста «Маркони» Джека Филлипса, который подавал сигналы бедствия CQD и SOS, и всех восьми членов оркестра «Титаника».

8. Телеграфный менеджер универмага мог сообщить новость о затоплении «Титаника»

После последнего радиосообщения «Титаника» слушатели искали свежие новости с кораблей, посланных на помощь судну. До Нью-Йорка, куда направлялся «Титаник», доходили лишь обрывки сообщений. Дэвид Сарнофф, радист «Маркони» в универмаге Wanamaker’s в Нью-Йорке, в 16:35 15 апреля принял сообщение с корабля «Олимпик», в котором окончательно сообщалось, что «Титаник» затонул. Сарнофф и два его оператора беспроводной связи сообщили об этом прессе и продолжали перехватывать сообщения, передаваемые со станции «Кейп-Рейс» в Ньюфаундленде.

Позже Сарнофф преувеличивал детали и свою роль в спасении пассажиров «Титаника», утверждая, что он один принял сигнал бедствия с самого корабля, а затем 72 часа подряд оставался на связи, чтобы получить имена выживших.

9. Затонувший Титаник оставил трагические вопросы «а что если?»

Уолтер Лорд подытожил цепь трагических ошибок, которых можно было избежать и которые привели к катастрофе: «Если бы Титаник прислушался к любому из шести ледовых сообщений в воскресенье, если бы ледовые условия были нормальными, если бы ночь была бурной или лунной, если бы он увидел айсберг на 15 секунд раньше или на 15 секунд позже, если бы он ударился о лёд каким-либо другим способом, если бы его водонепроницаемые переборки были на одну палубу выше, если бы на нём было достаточно шлюпок, если бы Калифорниэн только подошёл. Если бы хоть одно из этих «если» оказалось верным, каждая жизнь могла бы быть спасена».

10. Исследователь Антарктики сэр Эрнест Шеклтон дал показания на следствии по делу о затоплении Титаника

Сэр Эрнест Шеклтон, уже широко известный ветеран двух экспедиций в Антарктику, много знал об айсбергах, что объясняет, почему его вызвали в качестве свидетеля-эксперта на расследование британского правительства по поводу затопления Титаника. Он считал вероятным, что смотрители не заметили гигантский айсберг на пути корабля, пока не стало слишком поздно.

«При спокойном море нет никаких признаков, которые могли бы дать вам понять, что там что-то есть. Если вы сначала видите, что море разрывается, то потом вы ищете остальное и, как правило, видите его. С высоты не так легко увидеть, он сливается с океаном, если смотреть вниз под таким углом», — сказал Шеклтон.

Шеклтон был не единственной знаменитостью, дававшей показания. Гульельмо Маркони, нобелевский лауреат и изобретатель радиосистемы, которая к тому времени использовалась почти на каждом океанском лайнере, объяснил правила подачи сигналов бедствия.

11. Никто не знал точного местонахождения обломков «Титаника» в течение 73 лет

Несколько экспедиций пытались и не смогли обнаружить место последнего упокоения «Титаника» в Северной Атлантике. В 1985 году Роберт Баллард, в то время старший научный сотрудник Вудсхолского океанографического института, и французская команда под руководством Жана-Луи Мишеля из исследовательского института IFREMER наконец добились успеха. ВМС США тайно поручили Балларду найти две атомные подводные лодки времён холодной войны, затонувшие в Северной Атлантике за несколько десятилетий до этого — Баллард согласился помочь, если только он сможет использовать его технологию для поиска Титаника в том же районе.

Команда находилась на борту исследовательского судна Кнорр из Вудс-Хоул, используя дистанционно управляемый аппарат (ROV) для исследования морских глубин. Вместо того чтобы пытаться найти сам корабль в огромной зоне поиска, команда сосредоточилась на поиске большого количества обломков Титаника. Пока инженеры управляли ROV, его камера передавала изображения на исследовательское судно. 1 сентября 1985 года на экране медленно появилось изображение котлов «Титаника» — впервые за 73 года люди увидели корабль.

Фотографии обломков «Титаника» — его призрачного корпуса и следов разбитых винных бутылок, серебряных тарелок, окон из свинцового стекла, кроватных пружин и других артефактов, покоящихся на глубине 3862 метра под поверхностью, — были опубликованы и переданы по всему миру.

12. Глубоководные роботы нанесли на карту поле обломков корабля

В 2012 году исследователи из Вудс-Хоул, Института Уэйтта и компании RMS Титаник объявили, что с помощью подводных роботов они создали карту поля обломков площадью 39 квадратных километров. Данные гидролокатора и около 10 000 фотографий были синтезированы для создания карты высокого разрешения, которая показала широко разбросанные артефакты, простирающиеся наружу от места, где две большие носовая и кормовая части корабля опустились на морское дно на расстоянии около одного километра друг от друга.

Данные также дали новые подсказки о том, как затонул «Титаник». После часа ночи 15 апреля 1912 года, когда затопленная носовая часть погрузилась первой, корма корабля поднялась из воды под крутым углом. Когда корабль скользил под поверхностью, корма отломилась и по спирали устремилась вниз к морскому дну, а не упала по прямой линии.

13. Возможно, там внизу ещё осталось немного… сыра!

К тому времени, когда «Титаник» затонул, большинство продуктов питания, затонувших вместе с кораблём, уже давно исчезли. Но, по словам Хольгера Яннаша, старшего научного сотрудника биологического отдела Вудс-Хоул в 1985 году, в кладовой могло остаться немного бри. Некоторые продукты питания, такие как сыр, защищены от разложения той самой деятельностью микроорганизмов, которая запускает процесс деградации. Если сыр хранился в коробках, он мог мало измениться за длительный период времени. Микробы, превращающие молоко или сыворотку в сыр, создают либо сильно кислые, либо сильно щелочные условия — оба эти фактора защищают эти высокобелковые продукты от дальнейшей порчи. Аналогичным образом, вина, обнаруженные на морском дне, могут быть всё ещё пригодными для питья и, возможно, отличного качества, поскольку нормальный процесс старения был замедлен в течение тогдашних 73 лет глубоководного хранения при температуре около 2 градусов.

14. Артефакты, извлечённые из обломков судна, включены в несколько экспозиций музея Титаника

В Ливерпуле коллекция «Титаника» Морского музея «Мерсисайда» включает важные фрагменты истории корабля. Здесь выставлены спасательный пояс, спасённый выжившим на «Титанике», в ивужк табличка с именем, снятая с одной из спасательных шлюпок «Титаника» на борту «Карпатии». Здесь же находится настоящая телеграмма, отправленная капитаном «Карпатии» Артуром Ростроном в штаб-квартиру компании «Cunard», в которой сообщалось о катастрофе. Среди артефактов, извлечённых из обломков корабля: фарфоровая посуда, очки от пенсне и золотые шляпные булавки. Музей также владеет единственным сохранившимся билетом первого класса на единственный рейс «Титаника». Купивший его священнослужитель предпочёл остаться дома и ухаживать за своей женой, которая заболела накануне отплытия.

Смитсоновский национальный музей американской истории также владеет рядом артефактов «Титаника», включая фотоаппарат Kodak Brownie пассажирки «Карпатии» Бернис Палмер Эллис и фотографии, которые она сделала для спасшихся на «Титанике».

Хотя сам корабль остаётся на морском дне, компания RMS «Титаник» успешно подняла более 5000 артефактов, включая кусок корпуса правого борта размером 4 на 8 метров. Этот кусок был выставлен в экспозиции музея Титаника в Луксоре в Лас-Вегасе в 2011 году.

15. Вы можете увидеть «Титаник»

Да, это не оригинальный океанский лайнер. Австралийский бизнесмен Клайв Палмер в 2012 году основал судоходную компанию Blue Star Line, чтобы построить почти точную копию «Титаника» под названием «Титаник II» в надежде совершить трансатлантический переход, который так и не удалось совершить его предшественнику. Однако по состоянию на апрель 2022 года планы по строительству судна, похоже, приостановлены.

Похожие публикации:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии