Технологии

12 технологических достижений Первой мировой войны

Первая мировая война была временем ужасной трагедии, но также привела к появлению некоторых изобретений, которые оказали длительное влияние на общество. Здесь мы рассмотрим 12 технологических прорывов, произошедших в результате Первой мировой войны.

1. Танки

В 1914 году «война движений», ожидаемая большинством европейских генералов, вылилась в неожиданную и, казалось, невыигрышную войну окопов. С пулемётами, усиливающими массированный винтовочный огонь из оборонительных окопов, атакующих уничтожали тысячами, прежде чем они успевали перебраться на другую сторону «ничейной земли».

Однако решение проблемы появилось в виде автомобиля, который захватил мир после 1900 года. Приводимый в движение небольшим двигателем внутреннего сгорания, работающим на дизельном топливе или газе, тяжело бронированный автомобиль мог продвигаться вперёд даже перед лицом подавляющего огня стрелкового оружия. Добавьте несколько серьёзных пушек и замените колеса бронированными протекторами для преодоления пересечённой местности — так родился танк.

2. Огнемёты

Хотя византийцы и китайцы использовали оружие, метающее горящий материал ещё в средневековый период, первый проект современного огнемёта был представлен немецкой армии Рихардом Фидлером в 1901 году, а в 1911 году эти устройства были испытаны немцами с экспериментальным отрядом.

Однако их истинный потенциал был реализован только во время окопной войны. После массированной атаки на вражеские линии нередко солдаты противника укрывались в бункерах и блиндажах, выдолбленных в стенках траншей. В отличие от гранат, огнемёты могли «нейтрализовать» вражеских солдат в этих замкнутых пространствах, не нанося структурных повреждений (бункеры могли пригодиться новым жителям). Огнемёт впервые был использован немецкими войсками под Верденом в феврале 1915 года.

3. Ядовитый газ

Во время Первой мировой войны ядовитые газы использовались обеими сторонами с разрушительными результатами. Немцы первыми начали широкомасштабное применение химического оружия, проведя газовую атаку на русские позиции 31 января 1915 года во время Болимовского сражения, но низкие температуры заморозили яд (бромистый ксилил) в снарядах.

Первое успешное применение химического оружия произошло 22 апреля 1915 года под Ипром, когда немцы распылили хлорный газ из больших баллонов в сторону окопов, удерживаемых французскими колониальными войсками. Защитники бежали, но это не принесло решающего результата: немцы медлили с пехотными атаками, газ рассеялся, и оборона союзников была восстановлена. Вскоре, конечно, союзники тоже стали использовать отравляющий газ, и в ходе войны обе стороны прибегали ко всё более коварным соединениям, чтобы победить противогазы — ещё одно новое изобретение. Общим результатом стало огромное увеличение количества страданий при незначительном изменении стратегической ситуации.

4. Трассирующие пули

Во время Великой войны, как её называют в Европе, было много бесполезной деятельности, но ночные бои были особенно непродуктивны, поскольку не было возможности увидеть, куда попадают выстрелы. Ночной бой был несколько облегчён благодаря изобретению британцами трассирующих пуль — патронов, которые испускали небольшое количество горючего вещества, оставляющего фосфоресцирующий след. Первая попытка, предпринятая в 1915 году, оказалась не слишком полезной, поскольку след был «неустойчивым» и ограничивался 100 метрами, но вторая модель трассирующих пуль, разработанная в 1916 году (303 SPG Mark VIIG) давала регулярный яркий зелёно-белый след и стала настоящим хитом. Её популярность отчасти объяснялась неожиданным побочным эффектом: горючее вещество могло воспламенять водород, что делало его идеальным для подрыва дирижаблей — немецких цеппелинов, терроризировавших тогда Англию.

5. Прерыватель передач

К началу Первой мировой войны самолёты существовали всего десять лет, и хотя они имели очевидный потенциал для боевого применения в качестве воздушной платформы для бомб и пулемётов, было не совсем понятно, как будет работать последний, поскольку мешали лопасти винта. В первой попытке армия США просто привязала пушку к самолёту (направленную в сторону земли) кожаным ремнём, и ею управлял пулемётчик, который сидел рядом с пилотом. Это было не идеально для воздушного боя и неудобно, поскольку для управления пушкой требовалось два лётчика.

Другим решением было установить пушку намного выше пилота, чтобы пули пролетали над лопастями пропеллера, но это затрудняло прицеливание. После того как в 1913 году швейцарский инженер Франц Шнайдер запатентовал свою идею прерывателя, готовый вариант был представлен голландским конструктором Антони Фоккером, чей «синхронизатор», расположенный на кулачке, прикреплённом к валу пропеллера, позволял вести огонь из пулемёта между лопастями вращающегося пропеллера. Немцы приняли изобретение Фоккера в мае 1915 года, а союзники вскоре выпустили свои собственные версии. Позднее Шнайдер подал в суд на Фоккера за нарушение патента.

6. Управление воздушным движением

В первые дни полётов, как только самолёт отрывался от земли, пилот оказывался практически изолированным от земного мира и не мог получать никакой информации, кроме очевидных сигналов с помощью флагов или ламп. Всё изменилось благодаря усилиям армии США, которая во время войны (но до участия США в ней) установила на самолётах первые действующие двусторонние радиостанции.

Разработка началась в 1915 году в Сан-Диего, и к 1916 году техники могли посылать радиотелеграф на расстояние 220 километров: радиотелеграфные сообщения также передавались между самолётами в полёте. Наконец, в 1917 году человеческий голос был передан по радио с самолёта оператору на земле.

7. Глубинные бомбы

Немецкая кампания U-boat против судов союзников потопила миллионы тонн грузов, а также убила десятки тысяч моряков и гражданских лиц, что заставило союзников найти способ борьбы с подводной угрозой. Решением стал глубинный заряд, по сути, подводная бомба, которую можно было забрасывать с палубы корабля с помощью катапульты или парашюта. Глубинные бомбы срабатывали на определённой глубине с помощью гидростатического курка, который измерял давление воды, гарантируя, что глубинный заряд не повредит надводные суда, включая корабль-носитель. После того как идея была набросана в 1913 году, первый практический глубинный заряд типа D был изготовлен Торпедной и Минной школой Королевского флота в январе 1916 года. Первой немецкой подлодкой, потопленной глубинным зарядом, стала U-68, уничтоженная 22 марта 1916 года.

8. Гидрофоны

Конечно, это была большая помощь, если вы могли определить местонахождение подводной лодки с помощью звуковых волн, для чего требовался микрофон, способный работать под водой, или гидрофон. Первый гидрофон был изобретён в 1914 году канадским изобретателем Реджинальдом Фессенденом, который начал работать над этой идеей как над способом обнаружения айсбергов после катастрофы «Титаника»: однако его применение было ограниченным, поскольку он не мог определить направление движения подводного объекта, только расстояние.

Гидрофон был усовершенствован французом Полем Ланжевеном и русским Константином Чиловским, которые изобрели ультразвуковой преобразователь, основанный на пьезоэлектричестве, или электрическом заряде, содержащемся в некоторых минералах: тонкий слой кварца, помещённый между двумя металлическими пластинами, реагировал на крошечные изменения давления воды, вызванные звуковыми волнами, позволяя пользователю определить расстояние и направление подводного объекта. Более поздняя версия, усовершенствованная американцами, могла обнаруживать подводные лодки на расстоянии до 40 километров.

9. Авианосцы

Впервые самолёт был запущен с движущегося корабля в мае 1912 года, когда командир Чарльз Румни Самсон управлял понтонным бипланом Short S.27 с рампы на палубе корабля HMS Hibernia в заливе Уэймут. Однако Hibernia не был настоящим авианосцем, поскольку самолёты не могли садиться на его палубу — они должны были садиться на воду, а затем извлекаться, что значительно замедляло весь процесс.

Первым настоящим авианосцем стал HMS Furious, который начал свою жизнь как боевой крейсер длиной 240 метров, оснащённый двумя массивными 18-дюймовыми орудиями — пока британские морские конструкторы не догадались, что эти орудия настолько велики, что могут разнести корабль на куски. В поисках другого применения для судна они построили длинную платформу, способную как запускать, так и сажать самолёты. Чтобы освободить больше места для взлётов и посадок, самолёты хранились в ангарах под взлётно-посадочной полосой, как это делается и на современных авианосцах. Командир эскадрильи Эдвард Даннинг стал первым человеком, посадившим самолёт на движущийся корабль, когда он посадил Sopwith Pup на Furious 2 августа 1917 года.

10. Беспилотные дроны

Первый беспилотный дрон был разработан для ВМС США в 1916 и 1917 годах двумя изобретателями, Элмером Сперри и Питером Хьюиттом, которые первоначально спроектировали его как воздушную бомбу без экипажа — по сути, прототип крылатой ракеты. При размерах всего 5 метров в поперечнике, с 12-сильным двигателем, автоматический самолёт Хьюитта-Сперри весил 80 килограммов, стабилизировался и направлялся с помощью гироскопов и барометра для определения высоты.

Первый в истории полёт без экипажа состоялся на Лонг-Айленде 6 марта 1918 года. В конце концов, техника наведения на цель — «наведи и лети» — оказалась слишком неточной, чтобы её можно было использовать против кораблей во время войны. Дальнейшее развитие, попытка интегрировать дистанционное радиоуправление, продолжалось в течение нескольких лет после войны, пока ВМС не потеряли интерес в 1925 году.

11. Мобильные рентгеновские аппараты

Когда миллионы солдат получали тяжёлые, опасные для жизни ранения, во время Великой войны, очевидно, возникла огромная потребность в новом чудо-оружии медицинской диагностики — рентгеновских лучах, но для этого требовались очень большие аппараты, которые были и слишком громоздкими, и слишком хрупкими для перемещения.

В дело вступила Мария Кюри, которая сразу после начала войны занялась созданием передвижных рентгеновских станций для французских военных. К октябрю 1914 года она установила рентгеновские аппараты в нескольких автомобилях и небольших грузовиках, которые объезжали небольшие хирургические станции на фронте. К концу войны в эксплуатации находилось 18 таких «радиологических машин» или «Малышей Кюри».

12. Санитарные салфетки

Женщины традиционно импровизировали все виды одноразовых предметов гигиены, вплоть до размягчённого папируса в Древнем Египте. Но современная гигиеническая салфетка, какой мы её знаем, стала возможной благодаря появлению нового целлюлозного перевязочного материала во время Первой мировой войны. Вскоре французские медсёстры поняли, что чистые, впитывающие целлюлозные бинты намного превосходят всех предшественников.

Британские и американские медсёстры подхватили эту привычку. Не отставала и корпоративная Америка. В 1920 году компания Kimberly-Clark представила первую коммерческую гигиеническую салфетку Kotex (это «хлопок» + «текстура»). Но поначалу дело шло туго, поскольку ни одно издание не давало рекламу такого продукта. Только в 1926 году компания Montgomery Ward преодолела этот барьер, поместив салфетки Kotex в свой популярный каталог.

Похожие публикации:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии