«Главное — не переставать задавать вопросы. У любопытства есть своя причина для существования», — Альберт Эйнштейн.
Определяемая как способность создавать новые и полезные продукты, будь то физические или идейные, креативность — это очень востребованный атрибут, который считается ключевым фактором человеческого прогресса и инноваций. От художников до учёных, от предпринимателей до педагогов — люди с творческим мышлением часто вносят значительный вклад в развитие общества. Исследователи постоянно пытаются найти наиболее эффективные способы повышения творческого потенциала.
Взаимосвязь между креативностью и личностью
Исследователи уже несколько десятилетий знают о существовании тесной взаимосвязи между креативностью и параметром «Открытость опыту», входящим в «Большую пятёрку». «Большая пятёрка» — это наиболее теоретически обоснованная, надёжная и валидная личностная структура для понимания личности. Она включает в себя пять субшкал: добросовестность, согласие, невротизм, открытость и экстраверсия.
Открытость опыту оценивается с помощью следующих вопросов:
- У меня живое воображение.
- Мне нравится пробовать новые вещи.
- Я ценю красоту искусства и природы.
Людей с высокими показателями открытости часто называют творческими, нестандартными и нонконформистскими. В ряде исследований была обнаружена положительная связь между открытостью опыту и креативностью. Например, исследование, опубликованное в «Journal of Personality and Social Psychology», показало, что люди с высоким уровнем открытости опыту чаще занимаются творческой деятельностью, например, рисуют или играют на музыкальных инструментах, чем люди с низким уровнем открытости.
Существует несколько причин, по которым открытость опыту связана с творчеством. Во-первых, люди, открытые опыту, чаще ищут новый и разнообразный опыт, который может познакомить их с более широким спектром стимулов и идей, формируя новые связи между идеями и порождая новые идеи и решения. Кроме того, люди, открытые опыту, менее подвержены ограничениям со стороны общепринятого мышления или социальных норм, которые могут ограничивать творчество. Они более склонны подвергать сомнению предположения, оспаривать существующие идеи и генерировать новые взгляды. Это может привести к более оригинальному и инновационному мышлению.
Хотя черты личности обычно считаются стабильными с течением времени, есть доказательства того, что они могут в определённой степени меняться в процессе личностного роста и развития. Исследования показывают, что можно повысить уровень открытости опыту. Одним из способов повышения открытости опыту является знакомство с новым и разнообразным опытом. Исследования показали, что люди, которые занимаются новой и разнообразной деятельностью, со временем становятся более открытыми для опыта. К таким видам деятельности относятся путешествия в новые места, пробование новых блюд или обучение новым навыкам. Ещё один способ повысить открытость опыту — это образование и знакомство с новыми идеями. Посещение курсов, чтение книг на незнакомые темы и участие в дискуссиях с людьми из разных слоёв общества может помочь расширить кругозор и повысить открытость.
Внутренняя мотивация, теория самоопределения и творчество
Внутренняя мотивация — это стремление заниматься деятельностью, которая приносит удовлетворение, а не внешнее вознаграждение или признание. Исследования показали, что внутренне мотивированные люди чаще проявляют творческое мышление и рождают инновационные идеи. Теория самоопределения, разработанная Э. Деси (Е. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan), обеспечивает основу для понимания внутренней мотивации и её связи с творчеством.
Эта теория утверждает, что у людей есть три врождённые психологические потребности: автономия, компетентность и родство. Когда эти потребности удовлетворены, люди с большей вероятностью будут внутренне мотивированы, что приведёт к большей креативности. Автономия относится к стремлению к самонаправлению и личному контролю, компетентность подразумевает мастерство и эффективность, а родство представляет собой потребность в социальной связи и принадлежности. Согласно теории, поддержка этих психологических потребностей в различных контекстах (например, образование, работа, личная жизнь) может способствовать внутренней мотивации и повышению креативности.
Исследования выявили несколько стратегий, которые могут помочь повысить внутреннюю мотивацию:
- Сосредоточение внимания на процессе, а не на результате: Подчёркивание удовольствия от деятельности, а не только результата, может повысить внутреннюю мотивацию.
- Ставьте значимые цели: Цели, соответствующие личным ценностям и интересам, могут повысить внутреннюю мотивацию. Цели, которые являются сложными, но достижимыми, также могут быть мотивирующими, как и цели, которые дают ощущение прогресса и достижений.
- Обеспечьте автономию: Люди имеют тенденцию быть более внутренне мотивированными, когда они чувствуют, что контролируют свою деятельность. Предоставление людям выбора в том, что и как они делают, может повысить мотивацию и вовлеченность.
- Обеспечьте позитивную обратную связь: Позитивная обратная связь, подчёркивающая прогресс и усилия, а не только результаты, может повысить внутреннюю мотивацию. Поощрение людей к постановке собственных целей и работе над их достижением также может повысить их уверенность и мотивацию.
- Предлагайте возможности для развития навыков: Участие в деятельности, которая позволяет людям развивать и совершенствовать свои навыки, может повысить внутреннюю мотивацию. Предоставление возможностей для обучения и роста может помочь людям почувствовать себя более компетентными и уверенными в своих силах.
- Создайте позитивную обстановку: Позитивная и поддерживающая среда может повысить внутреннюю мотивацию. Это может включать в себя создание чувства общности, укрепление позитивных отношений и предоставление возможностей для социального взаимодействия и поддержки.
Дивергентное мышление и креативность
Способность мыслить дивергентно является важнейшим аспектом творчества. Дивергентное мышление — это генерирование нескольких идей или решений проблемы. Оно предполагает отказ от традиционного или линейного мышления и изучение различных вариантов. Исследования показали, что люди, обладающие дивергентным мышлением, чаще проявляют творческое мышление и рождают инновационные идеи. Исследования показали, что люди, получившие высокие баллы при выполнении заданий на дивергентное мышление, с большей вероятностью будут оценены независимыми судьями как креативные.
Вот несколько стратегий для развития дивергентного мышления:
- Практикуйте мозговой штурм: Мозговой штурм — это техника, которая предполагает генерирование как можно большего количества идей без осуждения или оценки. Мозговой штурм может повысить навыки дивергентного мышления и привести к более креативным решениям.
- Изучайте различные точки зрения: Дивергентное мышление предполагает изучение различных точек зрения и рассмотрение ряда возможных вариантов. Привлечение различных точек зрения может расширить мышление и увеличить количество потенциальных идей или решений.
- Делайте перерывы: Исследования показали, что перерывы могут улучшить навыки дивергентного мышления. Перерыв в работе над проблемой или задачей позволяет уму отдохнуть и перезагрузиться, что приводит к появлению новых идей и озарений.
- Принимайте неоднозначность: Дивергентное мышление предполагает изучение неопределённости и двусмысленности. Принятие двусмысленности и ощущение комфорта в условиях неопределённости может привести к более творческим решениям.
- Ищите новый опыт: Участие в новом и разнообразном опыте может способствовать развитию навыков дивергентного мышления. Новый опыт может открыть человеку новые перспективы и идеи, что приводит к более творческому мышлению.
Культивировать и создавать
Творчество — это очень востребованная черта, имеющая решающее значение для человеческого прогресса и инноваций. Открытость опыту, внутренняя мотивация и дивергентное мышление являются основой этой загадочной способности. Культивирование этих основных компонентов творчества может помочь раскрыть изобретательский потенциал и увеличить значимый вклад в развитие общества.