Помните, как в книге «Топор» пилот, летевший с Брайаном в Канаду, умирает от сердечного приступа, и Брайану приходится придумывать, как посадить самолёт? Этот сценарий может показаться таким же маловероятным, как и необходимость месяцами выживать в буше с единственным надёжным ручным инструментом, но это произошло полтора года назад с пассажиром, летевшим на самолёте Cessna 208 с Багамских островов во Флориду.
Когда пилот потерял сознание, Даррен Харрисон, не имевший до этого опыта управления самолётом, поднялся со своего пассажирского сиденья в кабину, отодвинул потерявшего сознание пилота в сторону и взял на себя управление самолётом, который погружался в пике. Харрисон связался с авиадиспетчерской службой, которая рассказала ему, как безопасно летать и приземляться на самолёте.
Как вспоминал Харрисон: «Всё это время я был довольно спокоен и собран, потому что знал, что это вопрос жизни или смерти. Либо ты делаешь то, что должен делать, чтобы контролировать ситуацию, либо ты умрёшь. И это то, что я сделал».
Летите ли вы на маленьком самолёте, пилот которого потерял дееспособность, или вы пассажир коммерческого авиалайнера и уничтожили террориста, который уничтожил пилота, имея приблизительное представление о том, что делать дальше, помочь вам иметь такое же спокойное и уверенное отношение. В то время как системы автопилота могут сделать большую часть работы за вас, посадка самолёта по-прежнему требует ручного управления и хладнокровия. Так что имейте в виду нижеизложенное, когда берёте на себя управление самолётом и пытаетесь благополучно вернуть его на землю.
1: Идентифицируйте основные органы управления и приборы. Потяните дроссель назад, чтобы уменьшить скорость — нажмите вперёд, чтобы увеличить. Потяните ручку управления назад, чтобы увеличить высоту, и вперёд, чтобы снизиться.
2: Установите стабильное положение в полёте. Если автопилот включён, оставьте его включённым. Если самолёт находится в повороте, набирает высоту или снижается, используйте руль направления и дроссель для выравнивания самолёта и достижения стабильной скорости (-500 узлов).
3: Вызовите УВД (управление воздушным движением), используя переговорное устройство слева от руля высоты. Скажите «Mayday!» (международный сигнал бедствия в радиотелефонной (голосовой) связи, аналогичный сигналу SOS), назовите номер своего рейса и опишите ситуацию.
4: Последуйте указаниям УВД, чтобы скорректировать скорость, направление и высоту полёта, чтобы оказаться на ближайшей взлётно-посадочной полосе. Выпустите шасси при выполнении последнего захода на посадку.
5: Перед самой посадкой потяните руль высоты вверх и отпустите дроссель, чтобы уменьшить скорость и поднять нос самолёта.
6: Нажмите на педали у ног, чтобы задействовать тормоза колёс и остановить самолёт.