У людей и животных тренированный мозг думает иначе, чем нетренированный. В частности, решение проблем (любых проблем) облегчает решение новых проблем. Нетренированный мозг достаточен для поведения по принципу «проб и ошибок». Однако решение новых проблем и обучение новым задачам становится проще, когда вы решили много проблем и выучили много задач.
Простое распространение таких выводов на поведение собак предполагает, что хорошо обученные собаки могут быть более успешными, чем необученные питомцы, в самостоятельном решении вновь возникающих проблем, даже если их предыдущее обучение не имеет никакого отношения к конкретным проблемам, с которыми животное сейчас сталкивается. Одним из факторов, лежащих в основе этого процесса, может быть настойчивость — поведенческая тенденция или степень мотивации, которая появляется в результате высокого уровня дрессировки.
Важность настойчивости
Практически все, кто изучал процесс обучения, знают о подкреплении — принципе, согласно которому поведение, которое вознаграждается, становится более сильным и частым. Обратной стороной этого принципа является угасание, которое означает, что поведение, которое не вознаграждается, становится слабее и реже проявляется. Устойчивость к угасанию часто рассматривается как показатель того, насколько хорошо была выучена задача. Иными словами, хорошо выученная задача сохраняется дольше после того, как за её выполнение перестают давать вознаграждение.
Собаки, прошедшие специальную подготовку, будь то для выполнения служебных задач, например, поисково-спасательные собаки, для занятий спортом или активного отдыха, часто должны выполнять длинные цепочки упражнений без подкрепления до самого конца задачи. По мере продвижения поведенческой последовательности, когда шаг за шагом не подкрепляется, существует риск, что наступит угасание, и животное просто уйдёт, не решив проблему или не завершив поведенческую серию. Возможно, что хорошо обученные собаки научились упорству и, таким образом, выработали устойчивость к угасанию, что делает их лучшими решателями проблем. Этому упорству можно научиться независимо от конкретного типа дрессировки, которой подвергается собака.
Дрессированные и недрессированные собаки
В недавнем исследовании учёные изучили 26 взрослых собак, разделённых на две группы. В группе, обозначенной как «дрессированные собаки», все животные прошли базовую подготовку по послушанию. Однако большинство из них прошли дополнительные тренировки различных типов. Некоторые собаки прошли углублённое обучение послушанию или участвовали в таких видах спорта, как аджилити, а некоторые занимались развлекательной дрессировкой. Две собаки были служебными (собака-помощник и собака для обнаружения трупов).
Группа, обозначенная как «домашние собаки», была отобрана таким образом, чтобы максимально соответствовать характеристикам обученных собак, за исключением того факта, что они не проходили формального обучения.
Задание социального обучения и решение проблем
Собак тестировали по двум заданиям. Одно из них было заданием на социальное обучение, в котором собака должна была научиться смотреть прямо в глаза экспериментатору. Каждый раз, когда собака смотрела на лицо экспериментатора, она получала лакомство (подкрепление). Как только собаки выполняли это задание, начиналась фаза угасания, и поведение взгляда больше не вознаграждалось, чтобы проверить, насколько стойким было недавно выученное поведение.
Второе задание было направлено на решение проблем. Для этого использовался плоский диск с углублениями в форме костей, в которые можно было вставить пластиковые кости. Собаки должны были научиться извлекать пластиковые кости лапами или пастью, чтобы получить лакомство, спрятанное под каждой из них. После серии испытаний с вознаграждением начиналась часть исследования, связанная с угасанием, и за извлечение костей больше не давали поощрение.
Для обоих заданий ожидалось, что после удаления вознаграждения поведение ослабнет или исчезнет, таким образом демонстрируя угасание.
Дрессированные собаки более настойчивы
Статистический анализ результатов, представленных этими исследователями, включает в себя сложное математическое моделирование. Однако наиболее практически значимые результаты легко описать. В задаче на социальное обучение обученные собаки смотрели на экспериментаторов больше, чем домашние собаки во время угасания. В задаче на решение проблем обученные собаки подбирали большее количество костей во время фазы угасания. Другими словами, у собак, которые были обучены различным задачам (ни одна из которых не была похожа на задачу, которую они изучали в данном исследовании), их вновь усвоенное поведение сохранялось дольше и было более устойчивым, чем поведение домашних собак, которые не получали интенсивного обучения ни в одной области.
В заключение следует отметить, что обученные собаки продемонстрировали большую устойчивость выученных реакций, оцениваемых как устойчивость к угасанию, как в социальной, так и в несоциальной задаче. Это указывает на большую способность сохранять своё поведение при нарушении, например, при отсутствии поощрения.
Другими словами, собаки, прошедшие высокий уровень обучения практически в любой области, не только быстрее осваивают новые задачи, но и с большей вероятностью отказываются от выполнения тех задач, которые они освоили, по сравнению со своими менее «образованными» сородичами.