ЖизньСемья и дети

Как приучить детей к выполнению обязанностей

Вот один ключ к мотивации

Взгляды психологов на работу по дому менялись на протяжении многих лет. Раньше мы считали, что лучше всего приучать детей к выполнению обязанностей по дому с помощью метода, предложенного нам учёными-бихевиористами:

  • Дайте ребёнку задание, соответствующее его возрасту.
  • Вознаграждайте ребёнка за выполнение заданий различными методами (карточки с наклейками, деньги, угощения и т.д.).

Проблема, с которой сталкивались и психологи, и родители в течение многих лет, заключалась в том, что эти стратегии просто не работали. Да, вы могли заставить ребёнка помыть посуду, заплатив ему, но он никогда не делал этого снова, если вы не платили ему. Со временем, даже если вы платили, ребёнок находил способы избежать мытья посуды, выражал ненависть к этому занятию и в конце концов переставал заботиться о получении денег.

Это произошло потому что мы проигнорировали исследования о том, что на самом деле мотивирует детей выполнять задания. Удивительно, но это не вознаграждение или деньги. На самом деле исследования детского развития уже давно показали, что внешняя мотивация (вознаграждение) менее эффективна, чем внутренняя мотивация (любопытство или естественное желание).

Далее психологи отошли от рекомендаций по вознаграждению и предложили «естественные последствия».

План был прост:

  1. Дайте ребёнку задание.
  2. Если ребёнок не выполнит его, он должен узнать о естественных и логичных последствиях этого. Например, если ребёнок не помоет посуду, у него не останется чистой посуды, из которой можно будет поесть.

Вскоре проблема стала очевидной — дети недостаточно заботились о последствиях. Они ходили по грязному полу, пробирались через комнаты, полные грязного белья, и ели с бумажных тарелок или полотенец.

После многих лет, в течение которых мы использовали неэффективные стратегии, появилось наконец-то нечто новое.

Как разные культуры преуспевают в приучении детей к выполнению домашних обязанностей

Психологи и антропологи, наблюдавшие за коренными культурами, обнаружили, что дети учатся выполнять работу по дому, хотят её выполнять и получают удовольствие от помощи (внутренняя мотивация!), потому что их матери с раннего возраста выполняют работу вместе с ними.

Когда детям исполняется 2 года, естественное развитие побуждает их находиться рядом с родителем и подражать ему. Во многих культурах родители используют силу этого желания подражать, в то время как мы склонны подавлять его или перенаправлять.

Возьмём типичный сценарий:

Родитель начинает мыть пол. Малыш пытается схватить швабру, разбрызгивает воду из ведра и поскальзывается на мокром полу. Многие родители немедленно подхватят малыша, вымоют его, усадят в безопасное место с игрушкой или электронным устройством, отвлекающим внимание, и закончат мытьё пола как можно быстрее. Очень изобретательные родители могут дать малышу игрушечные веник и швабру и попросить его притвориться, что он находится в безопасном месте, вдали от беспорядка.

Но если следовать тому, что работает в других культурах, родителям рекомендуется давать ребёнку швабру, независимо от того, насколько грязно, и пусть он моет рядом с вами. Да, это займёт больше времени, но когда вашему ребёнку исполнится 6 лет, он будет мыть шваброй самостоятельно, а вы будете гордиться своими усилиями. В конце концов, воспитание — это долгая игра. Превращение работы по дому в семейное дело учит сотрудничеству, сочувствию и семейным ценностям.

Воспитание — это обучение. Воспитание — это поиск путей повышения внутренней мотивации

Секрет того, как приучить ребёнка выполнять работу по дому, довольно прост:

  • Пусть они делают работу по дому вместе с вами, или вы делаете работу по дому вместе с ними. Ваш ребёнок может убирать вместе с вами, стирать вместе с вами, ходить за продуктами вместе с вами, ухаживать за двором вместе с вами и готовить вместе с вами. Вы, в свою очередь, можете убирать вместе с ребёнком его комнату и помогать ему разбирать игрушки.
  • Не нужно никаких поощрений, расписаний или списков. Ваш ребёнок делает то, что делаете вы. Награда — быть с вами и радовать вас, изучая семейные дела. Вознаграждение должно быть только внутренним, направленным на повышение внутренней мотивации ребёнка, его естественного любопытства и желания помочь семье.

Надеюсь, вы почерпнули некоторые идеи из этого обсуждения. Что помогло вашей семье приучить детей к выполнению домашних обязанностей?

Похожие публикации:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии